Читаешь, бывало, сочинение девятиклассника. А там написано: «Ввиду вышеизложенного хотелось бы заметить»… А сочинение — про Лермонтова.
Шестиклассники еще таких слов не пишут. А восьмиклассники уже — за милую душу. Они понимают, что вроде бы как обыденным языком нехорошо писать. И если ты напишешь, что книга отстой, а ее герой зря спалился, тебе, вероятно, не поставят пятерку. Но как писать другими словами — они пока не знают. Им кажется, для взрослых серьезных тем существуют какие-то специальные, серьезные взрослые слова. Например, «учитывая вышеизложенное». Или «в целях совершенствования». Они полагают, что именно этими словами и надо разговаривать о серьезных, не бытовых вещах.
Нельзя же просто так сказать, что Татьяна — любимая героиня Пушкина. Надо сказать, что она является его любимой героиней, и это будет красиво и солидно, как кожаный переплет, строгий костюм и черная иномарка.
Собственно, эти представления о солидности дети берут от взрослых. Взрослые не только сами так изъясняются, но и детей учат. Вот, например, сайт детского издания рассказывает о главной новости недели: «Более ста юных участников собрала благотворительная детская ассамблея»…
Взрослый мир полон дяденек и тетенек, чей стилистический идеал — воляпюк канцелярского документа. Поэтому каждый день в метро нас преследуют фразой «в целях пресечения нарушений правил пользования метрополитена». А поликлиники не делают прививки, а осуществляют постановку прививок. А социальные учреждения осуществляют деятельность, направленную на «формирование инновационной модели организационно-управленческой модели на основе стратегического планирования, сетевого подхода и социального проектирования, обеспечивающей социальную и экономическую эффективность, оптимизацию и рационализацию деятельности учреждений и организаций в сфере досуговой и социально-воспитательной работы с населением по месту жительства».
Разумеется, епархии и приходы тоже от них не отстают.
То прочитаешь, как монастырем и школой «была организована экскурсия для учащихся общеобразовательной школы с целью повышения духовно-нравственного уровня школьников». То узнаешь новость: «в ходе встречи был обсужден ряд вопросов, касающихся взаимодействия Н-ского церковного округа и Администрации района».
То ознакомишься с отчетом о ряде мероприятий, проведенных в соответствии с календарным планом: «…состоялся Фестиваль физической и духовной культуры учащихся воскресных школ Московской епархии. Спортивный праздник традиционно проходит в рамках празднования Всероссийских Дней славянской письменности и культуры в Подмосковье начиная с 2001 года. Цель спартакиады — духовное воспитание детей и юношества Подмосковья средствами физической культуры и спорта»… «По окончании встречи детям были вручены сладкие подарки».
И даже не веришь своим глазам, когда вдруг находишь неожиданно в новостях Ярославской митрополии:
«Многие дети впервые побывали в монастыре. Им было все интересно: узнать об истории монастыря, увидеть множество разных храмов, познакомиться с девочками, которые постоянно живут здесь в приюте, посмотреть их спектакль, покататься в карете и покормить яблоками нарядную лошадку Вексу. Вместе с девочками гости приняли участие в мастер-классе по рукоделию, где научились делать птичек из ткани».
Но это вопиюще несолидно. А вопрос-то серьезный, имеющий непосредственное отношение к духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. То ли дело —
«Для гостей монастыря была проведена экскурсия. Они с интересом прослушали рассказ об истории монастыря, посетили ряд храмов, ознакомились с условиями проживания воспитанниц приюта и изготовили традиционные текстильные украшения в ходе мастер-класса по рукоделию».
Вот теперь — благолепие.
А то придумали тоже — лошадка.