Содержание номера — «Фома». Православный журнал для сомневающихся. — №12(200) – 2019.

1-я страница обложки: На фотоизображении — многослойная картина неба. Сверху — ясный ровный свет. В центре — бледно-золотое свечение пробивающихся сквозь облака лучей солнца. Внизу — темные тучи, которые еще только тронуты идущим с высоты светом. На этом фоне нарисованы шесть «окошек», куда надо ввести буквы, в произвольном порядке размещенные ниже, из которых складывается слово ЛЮБОВЬ. Пояснительная надпись: ВВЕДИТЕ СЕКРЕТНЫЙ КОД, ЕСЛИ ОН У ВАС ЕСТЬ. В нижней части обложки обозначен  вопрос: КАК УЗНАТЬ ВОЛЮ БОЖИЮ?, отсылающий к рубрике «Вопрос номера. Воля Божия»  (С.20-27).

Пролог:

(на заставке фото Михаила Дубровинского)

Семен Липкин. Зимнее утро («А кто мне солнце в дар принес...»). Стихотворение. 1964// Фома. - №12(200) – декабрь 2019. – С.2.(рубрика «Пролог»).

Содержание: С.3.

 

Фома:

Вот такой «Фома». [200-й номер журнала открывается большой подборкой кратких (в трех словах) отзывов о «Фоме», полученных от подписчиков Инстаграма (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) @foma_magazine. Редакция обращается к читателям с предложением прислать  на info@foma.ru свой отзыв о «Фоме» или связанную с ним историю из собственной жизни, обозначив в теме письма «Вот такой Фома»]//  Фома. - №12(200) – декабрь 2019. – С.4-5. - (рубрика «Фома»).

 

Даты месяца:

Даты месяца: декабрь// Фома. - №12(200) – декабрь 2019. – С.6-7. - (рубрика «Даты месяца»). Представлены:

4 декабря. Введение во Храм Пресвятой Богородицы. [Из жития Девы      Марии от трех лет, когда родители привели ее к стенам Иерусалимского храма, до момента обручения праведному Иосифу]. Ил.: Введение во храм. Фреска Джотто, капелла Скровеньи. XIII-XIV века. - С.6;

 

7 декабря. 250 лет назад учрежден орден святого Георгия. [В 1769 году Екатерина II учредила высшую военную награду Российской империи — орден в честь великомученика Георгия. Этот святой жил во времена  римского императора Диоклетиана (284-305) и состоял у него на военной службе. На Руси святой издавна почитается как защитник православного воинства. Во время правления Димитрия Донского изображение Георгия Победоносца стало гербом московских государей, а позже вошло в состав государственного герба России]. Ил.: Орден святого Георгия. Фото. - С.6;

 

2 декабря. День памяти святителя Филарета Московского. [Его называли московским Златоустом — так прекрасны и глубоки были         проповеди этого святого. Один из величайших богословов XIX века,         человек-эпоха, ученый, переводчик, он прожил долгую жизнь и был свидетелем пяти царствований. Виднейшее место в государстве занимал     при Александре I, Николае I и Александре II. С ним нельзя было не считаться — таков был его духовный и политический вес. Не случайно митрополиту Филарету было поручено сделать редакцию важнейшего        документа  XIX века - «Высочайшего манифеста об отмене крепостного права»]. Ил.: Святитель Филарет Московский. Портрет. - С.7;

 

19 декабря. День памяти святителя Николая. [Николай Угодник родился  в 270 году в городке Патары, который находился  в Малой Азии и был греческой колонией. Родители  будущего архиепископа были весьма     состоятельными людьми, при этом верили в Христа и активно помогали бедным. Святитель с детства полностью посвятил себя вере, много         времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский. После смерти родителей Николай раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. Позже взошел на         епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции. Нового архиепископа очень полюбили люди — ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством и защитник христианства. Еще при жизни святитель прославился многими  чудесами — своими молитвами спасал тонущих моряков, освобождал из заточения несправедливо осужденных]. Ил.: Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский). Киотная скульптура. XVIII век. - С.7;

 

11 декабря. День памяти священномученика Серафима (Чичагова). [Особое место среди трудов митрополита Серафима занимает его деятельность по прославлению преподобного Серафима Саровского.    Составленная им «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» была      лично  преподнесена императору Николаю II в 1896 году и впоследствии    послужила основой для канонизации святого. Митрополит Серафим всю жизнь боролся за чистоту Православия. Был участником Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов. Вместе со всей Церковью испил чашу гонений от безбожной власти, несколько лет провел в тюрьмах и      ссылках. Последний арест произошел, когда митрополиту было уже  больше 80-ти лет. 11 декабря  1937 года его расстреляли на полигоне Бутово]. Ил.: Митрополит Серафим (Чичагов) в сане епископа. 1910-е годы. Фото. - С.7.  

 

Колонка главного  редактора:

Владимир Легойда. Смерть на втором плане. [«Бывают выражения, которые уходят из нашего повседневного языка, но их отсутствие в нем ощущается очень остро. Например, евангельское «единое на потребу» (в переводе с церковнославянского - а одно только нужно). <...>  «Христианский принцип «единое на потребу» - не отвлеченная ценность, не имеющая отношения к нашим конкретным и срочным повседневным заботам. Это образ мысли, чувствования, действия, который объемлет всю нашу повседневность с ее «сверхважными» проблемами и позволяет нам преодолеть невыносимую тяжесть бытия, вместо того чтобы становиться ее заложником... И в этом измерении не то что сложности  в наших личных делах или неурядицы в экономике — здесь даже смерть отходит  на второй план»]. Фото: свящ. Игоря Палкина; иеромонаха Савватия (Севастьянова)// Фома. - №12(200) – декабрь 2019. – С.8-9. – (рубрика «Колонка главного редактора»).

 

Интервью номера:

Жизнь и чудеса Серафима Саровского: что здесь правда, а в чем есть сомнения. [Недавно в серии «Жизнь замечательных людей» вышло огромное исследование, посвященное детальному анализу жизни саровского подвижника. Накануне дня памяти Серафима Саровского «Фома» решил поговорить с автором этой книги, историком Валентином Степашкиным, о том, что же известно о жизни и подвиге одного из самых таинственных святых в истории нашей Церкви]. Беседовал Тихон Сысоев. Ил.: Карандашный набросок к портрету старца Серафима. В. Е. Раев, 1830; Дальняя пустынька — место, где жил и молился прп. Серафим; Личные вещи преподобного Серафима: шапка и рукавицы; Так сегодня выглядит храм в Курске, со строящейся колокольни которого  еще в детстве упал Прохор; Автограф Прохора Мошнина. Январь 1774 г.; [Икона]. На иконах преподобный Серафим изображается согбенным — святой стал таким после нападения разбойников; Император Николай II с членами Августейшей фамилии несут мощи прп. Серафима. 1903. Фото; Келейный образ Богоматери «Умиление», перед которым молился преподобный Серафим; Перенесение святых мощей Серафима Саровского, привезенных из бывшего Музея истории религии и атеизма в Ленинграде. 30 июля 1991 года. Фото Александра Сенцова, ТАСС// Фома. - №12(200) — декабрь 2019. - С.10-18. - (рубрика «Интервью номера»).

 

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает архитектор Андрей Анисимов. Фото Владимира Ештокина// Фома. - №12(200) — декабрь 2019. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).

 

Реклама: С.19.

 

Вопрос номера. Воля Божия:

Как узнать волю Бога обо мне? Письмо читателя / Кристина, Москва; На письмо читателя отвечает Александр Ткаченко. Photo Rakozu by Greg on Unsplash и Фото Андрея Воронина// Фома. - №12(200) — декабрь 2019. - С.20-27. - (рубрика «Вопрос номера. Воля Божия»).

 

                               ВЕРА (раздел). – С.28-39.

Дорога к Рождеству. Какие знаковые события нас ждут на пути к празднику. [На фоне таинственного зимнего леса прочерчен отмеченный яркими  иллюстрациями и комментариями маршрут к сияющей в ночном небе Рождественской звезде. Он показывает этапы, которые верующие проходят, готовясь встретить Рождество Христово. Обозначены и охарактеризованы даты: 27 ноября. День памяти апостола Филиппа; 28 ноября. Начало Рождественского поста; 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы; 19 декабря. День памяти святителя Николая Чудотворца; 29 декабря. Неделя святых праотец; 5 января. Неделя святых отец; 6 января. Навечерие Рождества  ХристоваРождественский сочельник. И, конечно, праздничный финал — 7 января. Рождество Христово)]// Фома. - №12(200) — декабрь 2019. - С.28-29. - (раздел «Вера»).

 

Новомученики:

 

Архимандрит Дамаскин (Орловский), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Священномученик Илия (Громогласов). 1869-4.12.1937. На фото: Протоиерей Илья Громогласов. Внутренняя тюрьма ОГПУ. 1925; Протоиерей Илья Громогласов с прихожанами Воскресенской церкви в Кадашах, Москва; Воскресенская церковь в Кадашах в наши дни// Фома. - №12(200) – декабрь 2019. – С.30-33. – (Раздел «Вера», рубрика «Новомученики»).

 

Священномученик Илия родился в 1869  году в селе Еремшинский Завод Тамбовской губернии в семье диакона Михаила Громогласова. Первоначальное образование получил в Шацком духовном училище, в 1883 году поступил в Тамбовскую духовную семинарию, в 1893-м — окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при ней профессорским стипендиатом. Через год совет Московской духовной академии избрал Илью Михайловича на должность доцента на кафедре истории русского раскола. В 1908 году защитил диссертацию, за которую ему была присуждена степень магистра богословия. В 1909 году избран членом-корреспондентом Императорского Московского Археологического общества, в 1910 году — назначен профессором Московской духовной академии. 25 мая 1917 года Святейший Синод включил Илью Михайловича в состав Предсоборного Совета  и утвердил членом Поместного Собора Российской Православной Церкви, деятельным участником которого он стал впоследствии. В декабре 1917 года Собор избрал его в Высший Церковный Совет. В начале 1922 года Илья Михайлович оставил светскую службу, приняв твердое решение стать священником, что требовало тогда немалого мужества. 18 февраля 1922 года Патриарх Тихон рукоположил его в сан диакона ко храму Антипы Пергамского на Колымажном дворе в Москве, а через два дня  - во священника к той же церкви. Вскоре он был возведен в сан протоиерея. Через месяц, 22 марта отец Илья был арестован и заключен во внутреннюю тюрьму ОГПУ, 14 августа переведен в Бутырскую тюрьму. На процессе по делу об изъятии церковных ценностей он был приговорен к полутора годам заключения, которое было заменено годом ссылки. Несмотря на изменение приговора, власти продолжали содержать его в тюремном заключении. После освобождения 1 августа 1923 года отец Илья был назначен в Воскресенскую церковь в Кадашах в Москве, а 30 сентября — единогласно избран прихожанами ее настоятелем. 8 марта 1924 года в квартире священника был произведен обыск, а сам он арестован. В заключении отец Илья тяжело заболел, был помещен в инфекционный барак Бутырской тюрьмы и вскоре освобожден. Но следствие по его делу продолжалось, и 19 мая его приговорили к трем годам ссылки на Урал. Осужденному приказали в трехдневный срок покинуть Москву и отправиться в Екатеринбург. Зная, что он не виновен, отец Илья обратился к прокурору Верховного суда и ему была дана отсрочка. Но мае 1925 года, через месяц после смерти Патриарха Тихона, его снова арестовали и применили к нему прежний приговор — три года ссылки, начиная с 19 мая 1925 года, только уже не на Урал, а на Север (село Сургут Тобольского округа). Он вновь обратился в прокурору с прошением о досрочном освобождении, ссылаясь на то, что он старый и больной человек и северного климата не выдержит. Так он оказался в Калинине, где служил за Волгой в храме иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», одном из двух незакрытых храмов в городе. В ночь со 2 на 3 ноября 1937 года сотрудники НКВД арестовали священника, обвинив его в контрреволюционной деятельности. Он свою вину отрицал. Но вызванные на допрос «дежурные свидетели», тесно сотрудничавшие с НКВД обновленцы, подписали протоколы, предложенные следователями. 2 декабря тройка УНКВД по Калиниской области вынесла смертный приговор. 4 декабря 1937 года, когда Церковь празднует Введение  во храм Пресвятой Богородицы, протоиерей Илья Громогласов был расстрелян и погребен в общей безвестной могиле. День его памяти — 5 декабря.

 

 Говорят, что:

Говорят, что. Фото Enricco Strocchi/Flickr/CC BY-SA 2.0// Фома. - №12(200) – декабрь 2019. - С.34-35. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»). Ответы  на следующие суждения и вопросы:

 

Часто спрашивают:  почему в молитве «Отче наш» такие странные         слова «и не введи нас во искушение»? Разве Бог может кого-нибудь искушать?  Отвечаем:   - С.34.

 

Говорят, что в пост нельзя есть мясо, даже если человек болеет или сильно ослаб по другим причинам.  На самом деле.  -      С.34.

 

Почему в Церкви люди часто плачут? Потому что.  - С.35.

        

[Ответ священника:]

Боюсь рассказывать о своем грехе духовнику. Это плохо? / Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО// Фома. - №12(200) – декабрь 2019. – С.35. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»).

 

Священник Вячеслав Перевезенцев. Моя бабушка научилась читать в 79 лет по Евангелию// Фома. - №12(200) — декабрь 2019. - С.36-37. - (раздел «Вера»).

 

Патриарх Кирилл. Священник не должен привыкать к боли приходящих к нему людей. Из ответов на вопросы участников VIII Общецерковного съезда по социальному служению, Москва, 19 октября 2018 года. Заголовок дан редакцией. Сообщается о событии, к которому приурочена публикация: В    2019 году исполняется 50 лет  священнического служения Патриарха Кирилла// Фома. - №12(200) — декабрь 2019. - С.38-39. - (раздел «Вера»). - Материал иллюстрируют фото, запечатлевшие моменты разных лет:

 

28 апреля 2019 года, Пасха. Патриарх Кирилл посещает пациентов Детской Морозовской больницы, Москва. Фото moseparh.ru;

 

1960-е годы. Будущий Святейший Патриарх Кирилл — иподиакон у митрополита Ленинградского Никодима (Ротова). Фото patriarchia.ru;

 

14 марта 1976 года. Хиротония архимандрита Кирилла во епископа Выборгского. Фото patriarchia.ru;

 

1976 год. Благословение детей. Храм св. Иоанна Богослова Ленинградских духовных школ. Фото peredеlkino.online.

 

        

                                        ЛЮДИ (раздел). – С.40-51.

Елена Алексеева. «Привыкнуть к страданию ребенка невозможно». Сотрудница детского хосписа о боли, надежде и смысле своей работы. [Елена Алексеева по образованию биолог, по основной профессии «продажник», но ее призвание — помогать тем, кому больно. Уже полтора года она работает с детьми в Елизаветинском детском хосписе в Истре. Вот ее история]. Подготовил Кирилл Баглай. Фото Владимира Ештокина. Рисунки и поделки детей// Фома. - №12(200) — декабрь 2019. - С.40-47. - (раздел «Люди»).

 

У вас будет ребенок:

Совместный проект: журнал «Фома», рубрика «У вас будет ребенок» телепрограммы «Когда все дома» (канал «Россия 1»), Министерство образования республики Башкортостан.

 

Найти ребенка по видеопаспорту. Авторы рубрики - Тимур и Елена Кизяковы. Видеопаспорта детей можно посмотреть по адресу http://videopassport.ru// Фома. - №12(200) – декабрь 2019. – С.48-49. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок»). Вошли следующие материалы:

 

Алина, видеопаспорт № zb29, родилась в марте 2006 года (Мои достижения; Обо мне; Я люблю). - С.48-49.

 

Вадим, видеопаспорт № 4880, родился в сентябре 2006 года (Мои достижения; Обо мне; Я люблю). - С.48-49.

 

Куда обращаться будущим попечителям Алины и Вадима. – С.49.

 

Настольные игры для детей

 

В специальном проекте «Фомы» - пять настольных развивающих игр-самоделок для детей 5-12 лет. В этом номере учимся играть в «Имаджинариум».

 

«Имаджинариум». Об игре рассказывает Татьяна Иостман, педагог, руководитель скаутского отряда «Сполох»// Фома. - №12(200) - декабрь 2019. – С.49. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок. Настольные игры для детей»).

 

Личное:

 

Иерей Петр Гурьянов. Как подрясник священника спас девушку от самоубийства. Фото Станислава Марченко// Фома. - №12(200) — декабрь 2019. - С.50-51. - (раздел «Люди», рубрика «Личное»).

 

 

КУЛЬТУРА (раздел). – С.52-89.

 

Семейное чтение:

Под знаком чёрной лисы. Как русские купцы решили покорить Америку и что из этого вышло. Текст Натальи Харпалёвой.  (Читаем вместе с детьми 9+). [Почему в  Тотьме, старинном северном городке на реке Сухоне в Вологодской области, от которого до Белого моря (ближайшего морского берега) почти полтысячи вёрст, в 1996 году по случаю трёхсотлетия основания Российского флота открыли Музей мореходов? А десять лет спустя еще и памятник им поставили? На эти вопросы отвечает подробный исторический очерк, посвященный событиям XVIII - начала ХIХ вв., когда  (1725,1733) до Тотьмы добрался знаменитый Витус Беринг, а богатые тотемские купцы снаряжали многочисленные экспедиции к далеким берегам Северной Америки, осваивали Алеутские острова. Ехали «не только за деньгами, но для пользы Российской империи». Во время экспедиций были открыты Лисьи острова (1758-1762), название им дали драгоценные  чёрные и чёрно-бурые лисицы, водившиеся там в большом числе, построена знаменитая крепость Форт-Росс, правителем ее в течение десяти лет (1812-1821) был купец Иван Кусков, который жил и служил в Северной Америке тридцать один год, а потом вернулся в родную Тотьму]. Иллюстрации Натальи Будаевой, а также фото: Входоиерусалимский храм в Тотьме; Витус Беренг (1681-1741) и карта открытых им островов, природные богатства которых он высоко оценил; Серия почтовых марок памяти мореплавателя, выпущенная в 1943 г.; Индеец в национальном костюме; Почтовая марка с портретом Ивана Александровича Кускова с изображением Форт-Росса; Памятник чёрной лисице в Тотьме// Фома. - №12(200) – декабрь 2019. – С.52-67. – (раздел «Культура», рубрика «Семейное чтение»). - Дополнительная информация представлена на красочно оформленных врезках:

 

Как с Русского Севера  добраться до  Форт Росса? На современной карте мира отмечен  путь тотьмичей.  - С.55;

 

Так добывали соль. Прокомментированный чертеж-схема предприятия. - С.55;

 

Инфографика на темы: Шкурка лисицы в те времена ровнялась по стоимости 100 коровам; Путь экспедиции составлял 10 тыс. км; Раньше экспедиция длилась 5-7 лет; Сегодня  люди преодолевают этот путь за 5-7 дней. - С.57;

 

Так выглядит один из кораблей, на которых путешествовали тотемские купцы. Инфографика. - С.59;

 

Диковинки Алеутских островов. Фото: Алеутские острова; Лисица; Птица  Ипатка; Вулкан Шишалдина; Косатка; Шоколадная лилия; Морской котик.       - С.60-61;

 

Форт-Росс. План-схема и фото. - С.63;

 

Как жили алеуты. - С.64-65.

 

Тотьма сегодня. Инфографика. С.67.

 

Личное:

 

Иерей Владислав Береговой, настоятель Борисоглебского храма в микрорайоне Юхновград г. Юхнова. «Ничего не предпринимай, пока не прочтешь эту книгу». История о самом дорогом воспоминании из детства. Подготовила Анастасия Спирина. Фото// Фома. - №12(200) — декабрь 2019. - С.68-69. - (раздел «Культура», рубрика «Личное»).

 

5 картин Ивана Глазунова, про каждую из которых он рассказывает особую историю. [Иван Глазунов — заслуженный художник России, ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (РАЖВиЗ), любитель Русского Севера, отец четверых детей. К юбилею мастера мы публикуем 5 картин Ивана Ильича, за каждой из которых стоят удивительные воспоминания художника]// Фома. - №12(200) — декабрь 2019. - С.70-77. - (раздел «Культура»). - Публикуются репродукции:

 

Семейный портрет. 2003. - С.70-71. «...Это не постановочный портрет, а          кадр из моей жизни. Мне представился такой момент: дети слушают музыку, а        сзади на диване немного уставшая мама, моя жена Юлия, которая смотрит на   них даже с неким удивлением. В этой композиции, их естественном     расположении я увидел интересную формально-неформальную задачу для    живописи... С этой работой связан забавный эпизод...».

 

Портрет Ильи Сергеевича Глазунова. - С.72-73. «...Мне хотелось     изобразить его таким, как я запомнил его в своей юности в знаменитой      квартире в Калашном переулке, где стоял огромный круглый стол...     запечатлеть его без официоза — в рубашке, осещенного дневным светом, в         руках всегдашняя сигарета... И конечно, пристальный взгляд, который был его особенностью. По этому взгляду его узнают на портрете и вспоминают его. Мне      радостно, что многие люди запомнили Илью Сергеевича близко к моему образу,        значит, где-то я попал в правильное настроение».

 

Роспись Храма Вознесения Господня («Малое Вознесение») на Большой     Никитской улице, Москва, 2013 г. - С.74. - «Роспись «Малого Вознесения» -        особая страница в моей жизни. Это была моя первая работа в храме, как      стенописца... Но, как говорится, ты делаешь храм, а храм делает тебя, поэтому в      храме «Малого Вознесения» состоялась и моя внутренняя учеба. Это то место,    которое все время со мной и в котором я         все время. Мы до сих пор доделываем   убранство и пытаемся вернуть церкви образ старомосковского намоленного      места, которое находится прямо напротив Московской консерватории. К          счастью, следов поругания в храме уже не осталось».

 

Призраки. 2008 г. - С.74-75. «Архангельская и Вологодская области —    наш   прекрасный Русский Север, который постепенно становится «медвежьим углом». Уже ушло то поколение, которое помнило жизнь до революции, а люди    помоложе оставляют эти места. Это наша национальная трагедия... В этой        работе я стремился передать то ощущение, которое возникает, когда идешь по          пустой деревне, … где окна — как выбитые зубы. Когда оказываешься в таких    местах, кажется, что идешь по родному пепелищу русской крестьянской     культуры. Мне представляется, что люди, которые там жили и строили эти       дома, они наблюдают за тобой из выбитых окон...».

 

Середина лета. 2010. - С.76-77. «Моя жена Юля позировала мне для главной   героини этой картины... Это была интересная поездка на Северную Двину      вглубь Архангельской области. Мы провели тот день без каких-то       определенных задач, просто хотелось напитаться этим замечательным местом...         «Середина лета» для меня как середина лет, середина жизни. На заднем плане картины — избы, кто-то косит, идет согбенная фигурка с косой на плече. Это         напомнило мне и жизнь и смерть в буквальных символических фигурах.      Короткое, но жаркое северное лето. Женщина стоит и высматривает, видимо,       своего мужа, который куда-то ушел, оставив мотоцикл в траве. Мальчик           смотрит за птицами, пока мать занята поисками.  Я видел такие сцены, но это         собирательный образ моего ощущения от того года. Мне хочется сохранить для  себя те впечатления от жары, комаров, северных женщин с красивыми  обветренными лицами».

 

Школа «Фомы». Суть вещей:

 

  Икона «Господь Вседержитель» («Спас Москворецкий). Чудотворная  икона второй четверти XVII века. Считалась утраченной с конца 1920-х годов. [Инфографика]. Размеры: 150х125 см; Местонахождение: собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву («храм Василия Блаженного») на Красной площади в Москве. Это действующий храм и музей, который входит в состав Государственного исторического музея; История: В Москву икона могла попасть из Соловецкого монастыря. Первоначально находилась рядом с Москворецкими воротами в нише несохранившейся Китайгородской стены. А с XVII века — в специально построенной для нее часовне Всемилостивого Спаса у Москворецких ворот, приписанной к Соловецкому монастырю. В 1698 г. часовню перенесли внутрь Китай-города на Москворецкую улицу (разобрана в 1960-е) — сейчас это территория парка «Зарядье». Последнее свидетельство об иконе в 1927 году оставил главный хранитель Исторического музея Алексей Орешников. В своем дневнике он записал, что был в реставрационной мастерской в Покровском соборе, «где расчищали огромный чудотворный образ Спасителя из часовни»; Обретение: После этого об иконе  ничего не было известно до 2018  года, когда она появилась на антикварном рынке. Ее приобрел известный коллекционер Станислав Николаев и преподнес в дар Государственному историческому музею. С 14 октября 2019 года икону «Господь Вседержитель» («Спас Москворецкий»), которая по обоснованному предположению экспертов, является той самой обретенной святыней, можно увидеть в Покровском соборе — во время богослужений и в часы работы музея. Подготовил Кирилл Баглай; Ил.: Соловецкий монастырь. Фото solovki-monastyr.ru; Часовня Всемилостивого Спаса у Москворецких ворот. Старое фото; Покровский собор на Красной площади. Фото; Чудотворная икона «Господь Вседержитель» («Спас Москворецкий») с подробными пояснениями изображения и надписей на ней// Фома. - №12(200) — декабрь 2019. - С.78-79. - (раздел «Культура», рубрика «Школа Фомы”. Суть вещей»).

 

Школа «Фомы». Книга. Стоит перечитать:*

 

*В этой рубрике друзья «Фомы» называют книги, о которых, кажется, почти все  знают еще со школы, но которые непременно стоит перечитать.

         Алан Милн. Винни-Пух.

Книгу рекомендует поэт и переводчик Дмитрий Веденяпин. [«Я читал «Винни-Пуха» четыре раза вслух каждому из  своих четырех сыновей и несколько раз про себя себе самому. Вероятно, это лучшая книга о поэте и поэзии и, безусловно, одна из самых прекрасных книг о времени-пространстве (в просторечии именуемом детством), когда и где мы всё знали, не зная, и всё понимали, не понимая...». Будьте как дети, ибо таковых есть Царствие Небесное... Что-то очень важное сказано нам и о нас в этой книге, в которую можно смотреть, как в окно с видом на Зачарованный Лес или Опечатанный Сад...»]. Ил.: Дмитрий Веденяпин. Фото// Фома. - №12(200) — декабрь 2019. - С.80. - (рубрика «Школа Фомы”. Книга. Стоит перечитать»).

 

[Информация о книге]. Автор: Алан Александр Милн (1882-1956) английский писатель. До выхода книг о медвежонке Милн был известным драматургом, работал в юмористическом журнале, писал романы, рассказы (особенно удавался детективный жанр) и стихотворения, однако всё его творчество затмил небывалый успех историй о Винни-Пухе и его друзьях;  История создания: Приключения Винни-Пуха — это две книжки, история которых началась в 1920 году, когда в семье Алана Милна родился сын Кристофер Робин. Когда мальчику исполнился год, ему подарили плюшевого медвежонка, потом появились игрушечный ослик и поросенок... Из друзей Винни Пуха Милн выдумал только Кролика и Сову — у всех остальных были «реальные» прототипы. Сначала Милн придумывал истории о приключениях Винни-Пуха для Кристофера Робина устно, а в середине 1920-х годов стал их записывать. Первый рассказ о медвежонке под названием «Неправильные пчелы» был опубликован в лондонской газете «Вечерние новости» на Рождество 1925 года, в 1926 году вышла первая книжка «Винни-Пух», которая включала в себя 10 историй про медвежонка и компанию, а в 1928 году — книга «Дом на Пуховой опушке», куда вошли еще десять историй про Винни-Пуха. В 1925 году Милн приобрел дом в Восточном Сассексе рядом с большим Ашдаунским лесом, где в основном и разворачивалось действие его повестей;

Прототип Винни-Пуха: Прототипом главного героя книг был не только игрушечный медвежонок сына писателя, но и настоящая медведица по кличке Виннипег (Винни), жившая в Лондонском зоопарке в 1920-х годах. Маленькому Кристоферу Робину так полюбилась Виннипег, что он сменил в ее честь имя своего плюшевого мишки с Эдварда на Винни; О произведении: Каждый рассказ о Винни-Пухе имеет собственный сюжет. Действие разворачивается в трех планах: в Лесу, где живут зверьки, в мире игрушек в детской комнате и мире историй, которые отец рассказывает сыну. Книги Милна о медвежонке и его друзьях — это добрые детские сказки, однако немало в них и серьезных тем, например, тема творчества и поэзии. Винни-Пух — не только плюшевый любитель меда, но также мудрец и поэт, который порой высказывает по-настоящему глубокие мысли; Интересные факты: Подготовила Ася Занегина; Ил.: Алан Милн с сыном Кристофером Робиным и «настоящим» плюшевым медведем Винии, 1926; Обложка издания на русском языке: А. А. Милн. Винни-Пух и Все-Все-Все. Сказку А. А. Милна рассказывает Борис Заходер...; Кадр из  мультисериала, снятого на студии «Союзмульфильм», где Винни-Пуха и Пятачка озвучивали Евгений Леонов и Ия Савина; Мост в лесу в Восточном  Сассексе, где герои книги играли в «Пустяки», - одно из самых посещаемых «винни-пуховых» мест// Фома. - №12(200)  –  декабрь 2019. – С.80.-81. – (раздел «Культура», рубрика «Школа “Фомы”. Книга. Стоит перечитать»).

 

Очень важное Спаслание. Отрывок из повести А. Милна «Винни-Пух».  Пересказ Бориса Заходера. Иллюстрация Бориса Диодорова и Геннадия Калиновского к изданию «Винни-Пуха» 1969 года. Отрывок публикуется в сокращении. Заголовок дан редакцией// Фома. - №12(200)  –  декабрь 2019. – С.82.-84. – (раздел «Культура», рубрика «Школа “Фомы”. Книга. Стоит перечитать»).

 

Реклама: С.85.

Строфы

Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир».

 

Валерий Прокошин (1959-2009). Очарованный свет. Подборка стихотворений («Нынче последний день отпуска…»; «Ты включаешь спозаранку свой пейзаж...»; Август /«Лето катит последние вроде недели...»/; «Утро: плывут облака — полусонные все...»; «Нынче февраль, как огонь пятипарусный...»; «А помнишь, мы с тобой снеговика лепили...»). Автор вступ. заметки Павел Крючков, заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Фото из семейного архива. Рисунок Наталии Кондратовой// Фома. - №12(200) – декабрь 2019. – С.86-87. – (раздел «Культура», рубрика «Строфы»).

 

Что читать:

 

Представлены и отрецензированы издания:

 

Не бойся, цел твой кораблик. Истории, рассказанные преподобным Варсонофием Оптинским. Сост. Г. Соколова. - М.: Никея, 2019. - 448 с. /  Представляет Иван Григорьев// Фома. - №12(200) — декабрь 2019. - С.88. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

 

Знаменитый оптинский старец отец Варсонофий ушел в пустынь в немолодом уже          возрасте, оставив перспективы женитьбы и генеральского звания (в миру он был полковником). Будучи человеком интеллигентным, наделенным талантом рассказчика          и проповедника, он быстро привлек немалую паству: богомольцы тянулись к нему в скит со всей России, присылали множество писем. Всем своим духовным чадам старец Варсонофий отвечал с неизменной любовью и мудростью, демонстрируя поразительное знание человеческой души. Многие паломники запомнили старца по знаменитым назидательным беседам, которые он подолгу вел при лампаде в заполненной посетителями моленной комнате, используя поучительные истории из мирской и монастырской жизни, объясняя места в Священном Писании и наследии святых отцов. В этом издании собраны наиболее интересные для современного читателя образцы святоотеческой мудрости, дающие возможность ближе познакомиться с жизнью и духовным трудом одного из великих оптинских старцев. Беседы записаны от первого лица, эта прямая речь создает эффект личного присутствия при одной из проповедей старца: «Пока есть в тебе стремление вперед — не бойся, цел твой кораблик и под сенью креста совершает свое плавание. Цел он — и не надо бояться возможных житейских бурь».

 

 

Митрополит Антоний Сурожский. Хаос. Закон. Свобода. Беседы о смыслах. - М.: Никея, 2019. - 368 с. / Представляет Иван Григорьев// Фома. - №12(200) — декабрь 2019. - С.88. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

 

В книгу вошло множество фрагментов различных выступлений владыки Антония — радиоинтервью, докладов, лекций, бесед. Они впервые публикуются в русском переводе. Интересно, что в них епископ обращается с христианской проповедью, во-первых, на неродном языке, во-вторых, к людям светским — журналистам, студентам, зачастую людям противоположных взглядов. Это требовало настоящего таланта миссионера, умения находить индивидуальный подход к людям и, конечно, хорошего образования. Выбраны отрывки, в которых владыка затрагивает фундаментальные вопросы, лежащие в основе христианского мировоззрения: отношения хаоса и     гармонии, закона и свободы, Бога и человека. Часть материалов посвящена молодости будущего митрополита, пришедшейся на Вторую мировую войну. Особую ценность в этом издании представляет предисловие писателя и ученого Евгения Водолазкина, лично знавшего митрополита Антония. Он с теплотой и благодарностью вспоминает о своих встречах с ним и о том, как проповеди владыки повлияли на его собственное творчество. В приложении можно найти редкие фотографии митрополита, вырезки из иностранных газет и журналов, а также афиши и листовки его университетских    выступлений.

 

 

Анжела Долл Карлсон. Почти православная. Современная женщина  в древней традиции. - М.: Никея, 2019. - 352 с. / Представляет Иван Григорьев// Фома. - №12(200) — декабрь 2019. - С.88. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

 

Это удивительная история о пути к Богу, автор и главный герой которой — американка со Среднего Запада, рожденная и воспитанная в католической вере. Детство в          сегрегированном Цинциннате, Огайо, учеба в «потомственной» католической школе для девочек — той же, где учились мама и бабушка, переезд в шумный Чикаго, где мессы чередовались с работой в музыкальном магазине и участием в панк-группе, дети, кризис среднего возраста, крещение заново и долгие поиски подходящей православной общины. Может показаться, что перед нами что-то из жанра «метафизических путешествий с Запада на мистический Восток», модная глупость в духе нью-эйдж... К концу книги это впечатление должно рассеяться. Это серьезная, искренняя, трогательная, иногда сентиментальная проза премированного автора, написанная метафоричным языком. Однако сам тон книги далеко не благодушный. Бунтарская молодость автора и ее феминистские воззрения сталкиваются с религиозным запалом неофита, с бытом многодетной матери. Через всю книгу идет конфликт суфражистских либеральных взглядов и вековых традиций христианства. Эту книгу можно рекомендовать всем людям, переходящим в Православие из других конфессий, а также желающим узнать больше об американской культуре и быте.

 

 

Протоиерей Федор Бородин. Возрастай с Евангелием. Как воспитать ребенка в евангельском духе. Притчи Христовы. - М.: Никея, 2019. - 368 с. / Представляет Иван Григорьев// Фома. - №12(200) — декабрь 2019. - С.89. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

 

Протоиерей Федор Бородин — известный столичный священник, настоятель храма Косьмы и Дамиана на Маросейке, отец восьмерых детей, автор популярных колонок в          православной периодике. В них он, исходя из своего опыта, подробно рассказывает о воспитании детей в православном духе, а так же описывает работу приходской          молодежной организации — байдарочные сплавы, походы, духовное воспитание. В          общем, заниматься с подрастающим поколением батюшка Федор умеет и любит. Эта книга, посвященная доступному толкованию евангельских притч, родилась из бесед с детьми в церковном летнем лагере. Идея использовать именно эту часть библейского наследия для воспитания появилась не случайно. Где, если не в прямой речи, заключаться мудрости Христовой? В этом издании было отобрано двадцать семь         притч, которые даются на русском языке и сопровождаются доступными объяснениями и историями из современной действительности.  Отдельно следует отметить иллюстрации Екатерины Ватель — по-библейски короткие и емкие. Притча о горчичном зерне здесь встречается с историей о типичном предпринимателе из лихих девяностых, воцерковившемся и жертвовавшем на монастыри, а притча о блудном сыне — с реальной историей об уже современном блудном сыне и неожиданными размышлениями о знаменитой картине Рембрандта на тот же сюжет. Сначала даже не верится, сколько поучительных и полезных для души моментов     можно увидеть в окружающих нас бытовых реалиях, если внимательно воспринимать их и стараться объяснять в христианском ключе. Образный и глубоко метафоричный характер повествования делает библейские и современные примеры яркими и запоминающимися. Книга идеально подойдет для совместного чтения и обсуждения с детьми, а так же как пособие к начальному изучению Евангелий.

 

Страница добрых дел. На правах рекламы: С. 90-92.

Реклама: С.92-95.

Вопросы о церковном искусстве:

Где лучше покупать иконы? Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас». Фото Владимира Ештокина// Фома. - №12(200) – декабрь 2019. – С.96. – (рубрика «Вопросы о церковном искусстве»).

Как узнать святого на иконе, если надпись утрачена? Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград». Ил.: Святитель Димитрий Ростовский. Фреска после реконструкции// Фома. - №12(200) – декабрь 2019. – С.96. – (рубрика «Вопросы о церковном искусстве»).

Реклама: С.97.

Эпилог:

        3 вопроса о «Фоме». Отвечает архитектор Андрей Анисимов. Фото Владимира Ештокина// Фома. - №12(200) — декабрь 2019. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»). Имеется биографическая справка (С.98).

  1. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя? «Жизнь и чудеса Серафима Саровского: что здесь правда, а в чем есть сомнения» (с. 10). Так сложилось, что в моей жизни и творчестве многое связано с именем этого святого: я проектировал храмы в честь Серафима Саровского, работал в Сарове, где занимался как реставрацией, так и строительством нового храма. А в Дивееве мы до сих пор продолжаем участвовать в оформлении Благовещенского собора, где большинство мозаик посвятили житию преподобного.
  2. Какой материал Вы бы особенно порекомендовали тем, кто еще мало знает о вере и Церкви? То же интервью о святом Серафиме. Воцерковляющихся часто одолевают сомнения по поводу тех или иных фактов из Библии или житий святых, а этот материал как раз повествует о жизни святого, очень многие факты из биографии которого доподлинно известны, документально подтверждены.
  3. О чем бы Вам хотелось прочесть в будущих номерах «Фомы»? Мне было бы интересно прочесть полемические статьи, посвященные проблеме копиистики, то есть копирования произведений, проектов по одним и тем же образцам. … Великие иконописцы — преподобный Андрей Рублев, Дионисий, Феофан Грек — имели свою манеру, причем всегда новаторскую для своего времени, но не боялись ее воплощать. Сегодня же чуть ли не любая попытка привнести что-то авторское, уйти от закостенелого стереотипа приводит к конфликтам. Но обычно именно эта творческая составляющая создает атмосферу  храма, живо откликается в сердцах людей. Поэтому я за то, чтобы честно и откровенно поговорить об этой проблеме на страницах журнала.

4-я страница обложки: Реклама: Журнал «Фома» и радио «Вера» представляют - ДЕТСКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ АУДИОЭНЦИКЛОПЕДИЯ. «ВОПРОСЫ ВЕРЫ И ФОМЫ, ИЛИ ЧАЙ С ВАРЕНЬЕМ». Программы: «Святитель Спиридон Тримифунтский»; «Введение во храм Пресвятой Богородицы»; «Святитель Николай Чудотворец» (дается краткая аннотация и QR-код - ссылка на каждую из этих программ). Слушайте или скачивайте бесплатно на сайте  DETI.RADIOVERA.RU

 

 

0
0
Сохранить
Поделиться: