На пятой неделе Великого поста в храмах совершается служба, которую называют Стояние Марии Египетской (Мариино стояние), где, кроме Великого покаянного канона Андрея Критского, полностью прочитывается житие святой Марии Египетской. В этом житии мы встречаемся не только с образом великой подвижницы — преподобной Марии, но и со свидетелем ее подвига старцем Зосимой. Что мы знаем о нем?

Старец Зосима прославлен в лике святых как Зосима Палестинский, его память совершается 17 апреля (4 апреля по старому стилю). Считается, что преподобный жил в Палестине в V или VI веке (в зависимости от датировки смерти святой Марии Египетской). Еще ребенком («едва оторвавшись от материнской груди», как говорится в его житии) Зосима был отдан в один из палестинских монастырей, где преуспел в подвижничестве.

В это время Палестина была центром христианского монашества. Здесь подвижники синтезировали египетский, сирийский и каппадокийский монашеский опыт и сформировали на его основе свою собственную гармоничную традицию. Отличительной чертой палестинского монашества в то время было устроение монастырей вблизи городов: крупные монастырские кластеры были вокруг Иерусалима, Газы, Скифополиса (совр. Бейн-Шеан), Елевферополя (совр. Бейт-Гуврин) и Кесарии (рядом с этим городом, по преданию, был монастырь, где изначально жил преподобный Зосима). Палестинские монахи участвовали в общественной жизни и богословских спорах того времени, а состав монашеской братии, насчитывающей тысячи человек, был многонациональным.

Итак, Зосима был монахом, подвизавшимся в палестинской традиции: «Соблюдал он во всем правило, завещанное от воспитателей на поприще духовной атлетики, многое и от себя примыслил, трудясь покорить плоть духу».  Узнав об этих духовных дарованиях, монахи из ближних и дальних монастырей стали приходить к нему за научением. Также житие говорит, что «старец бывал удостоен божественных видений, озаряемый свыше».

Несмотря на такую святую жизнь, в возрасте 53 лет авва Зосима столкнулся с серьезным искушением: у него возникла мысль, что он уже достиг духовного совершенства. «Найдется ли в пустыне человек, превзошедший меня?» — думал старец и сам смущался этой мыслью. Тогда ему явился «некий муж» (по-видимому, ангел), который сказал: «Зосима! Ты усердно подвизался, насколько это в силах человека, и доблестно прошел постнический подвиг. Однако нет человека, который мог бы сказать о себе, что он достиг совершенства. Есть подвиги, неведомые тебе, и труднее пройденных тобою. Чтобы познать, сколько иных путей ведут ко спасению, покинь страну свою, как славнейший из патриархов Авраам, и иди в монастырь, лежащий при реке Иордане».

Повинуясь этому видению, старец Зосима покинул монастырь, где жил с детства, и отправился в незнакомую обитель. Там он встретил монахов-аскетов, которые «пламенели божественной любовью». «Видя это, Зосима, по словам его, весьма назидался, устремляясь вперед, ускоряя свой собственный бег, ибо нашел соработников себе, искусно обновляющих сад Божий». Но главное, ради чего Господь привел Зосиму в этот монастырь, был обычай, согласно которому на время Великого поста братия удалялась в пустыню. Каждый монах должен был жить там в одиночестве, ни с кем не общаясь, кроме Господа Бога. Последовав этому обычаю, старец Зосима и сподобился встретить в пустыне преподобную Марию Египетскую.

Что мы знаем о монахе, который рассказал миру о подвиге Марии Египетской?
Фреска Теодора Шассерио (1819-1856)

Святая явилась ему после 20 дней пути и рассказала историю своей жизни, которая поразила Зосиму. Так нашел он ответ на мучившие его вопросы. По просьбе святой через год Зосима причастил ее Святых Таин на берегу Иордана. Придя в пустыню на следующий год по просьбе святой, он нашел ее уже умершей. Зосима был не в состоянии вырыть могилу, и это сделал лев, что было еще одним чудом.

Вернувшись в монастырь, Зосима рассказал о святой Марии братии (преподобная просила хранить ее историю в тайне, пока она была жива), «и все дивились, слыша о чудесах Божиих, и со страхом и любовию творили память святой». Позднее житие преподобной Марии было составлено и записано Софронием Иерусалимским, который включил туда также многие факты из жизни преподобного Зосимы. В греческой МинееМинея — богослужебная книга, которая содержит последования служб почитаемым святым и праздникам, а также жития святых XIV века говорится, что Зосима лично рассказал святителю Софронию о своей жизни и встрече с преподобной Марией Египетской. Житие преподобной Марии Египетской, составленное им, и стало самым распространенным в Православной Церкви.

По преданию, авва Зосима скончался в возрасте около 100 лет. На иконах он традиционно изображается старцем в монашеском облачении, с непокрытой головой и седыми, слегка вьющимися волосами.

Житие Марии Египетской, включающее жизнеописание старца Зосимы, дает надежду и пример тем, кто встретился с духовным кризисом, тем, кто не верит, что способен достойно провести пост и встретить Воскресение Христово, тем, кто устал и потерял силы на духовную борьбу. Тем, кто нуждается в созерцании подлинной святости. Именно поэтому Церковь и предлагает нам его к прочтению во второй половине Великого поста.

Читайте также:

Таинство пустыни. Несколько слов о преподобной Марии Египетской

0
36
Сохранить
Поделиться: