Вопрос «можно ли сегодня стать столпником?» так же нелеп, как вопрос «можно ли стать Пушкиным или Моцартом?». Пушкиным или Моцартом нужно родиться. И столпником тоже. А в IV и V веках сам дух монашества способствовал появлению столпничества — как бы взамен мученичества. Тогда старцы подавали пример самоотвержения ученикам, а те старались превзойти учителей. При таком массовом религиозном героизме просто не могли не появиться великие, необычайные подвижники. И одним из них слал преподобный Даниил.
«Много званых, но мало избранных»
До пяти лет у него не было имени. Его родители, благочестивые христиане из Месопотамии, так долго были бездетными, что после рождения в 410 году долгожданного первенца решили: раз он появился на свет по явному Божиему благоволению, то пусть Сам Господь его и наречет. В конце концов имя мальчику дал игумен монастыря, куда его привели родители: взял одну из богослужебных книг, открыл наугад — оказалось, на словах пророка Даниила. Так ребенка и назвали. А в12 лет он был принят в обитель послушником.
Однажды игумен, отправившись по делам в Антиохию, взял его с собой. По дороге они проходили мимо места, где на высоком столпе подвизался преподобный Симеон Столпник, и Даниил, увидев его, загорелся желанием последовать его примеру.
Лучше гор…
Это было время, когда дух благочестия и ревности, отличавший первых христиан, явно ослабевал. Христианство стало предметом гибельных споров и распрей; появились ереси, вооружавшие христиан друг против друга. И именно это заставляло пустынников, движимых Духом Божиим, усиливать свои подвиги.
Надо сказать, на Западе столпничество как-то не привилось. На Востоке же рассказы о «стоянии на столпе» ради благочестия встречаются с III века. В IV веке святой Ефрем Сирин в 29-м поучении египетским монахам тоже говорит, что видел человека, который ради добродетели стоял на столпе. И продолжалась это практика, по свидетельству Никиты Хониата, до XII века (а в России — до половины XV века).
По-видимому, поначалу некоторые аскеты, желая усугубить подвиг, просто поднимались на вершины скал: там, помимо стояния на молитве и неусыпного бдения, нужно было еще и постоянно концентрировать внимание на том, как не упасть в пропасть. Но скалы есть не везде, где-то их заменяли развалины древних сооружений.
Особенно это привилось в Сирии, где монахи буквально восприняли пример ветхозаветных праведников, о которых апостол Павел в Послании к Евреям говорит, что они были побиваемы камнями, скитались «в милотях и козьих кожах», терпя лишения, скорби и преследования. Они тоже скитались по пустыням и горам, пещерам и ущельям, нередко жили под открытым небом, терпя зной и непогоду. Наконец преподобный Евсевий, сочтя, что просто жить на горе мало, окружил себя еще и каменной оградой.
У сирийских подвижников вообще было особое отношение к горам, служившим язычникам местами поклонения. Совершая богослужения на горах, холмах и искусственных возвышениях, где небо и земля как бы соприкасались, язычники думали стать ближе к богам. И первые столпники тоже нередко селились, как святой Алипий, именно на идольских капищах, делая их местом служения истинному Богу.
Вот и святой Даниил сначала поселился в языческом храме в Филимпоре, а потом соорудил там столп.
Распявшие «плоть со страстьми и похотьми»
Столпы были разные — и по конструкции, и по высоте. У некоторых на небольшой верхней площадке, где стоял подвижник, был балкон. А иногда эта площадка окружалась деревянной решеткой, из-за которой видны были только голова и плечи столпника. Для защиты от зноя и непогоды там порой устраивали навес или даже подобие маленькой кельи. Поднимались же туда с помощью лестницы, которую столпник держал у себя наверху.
Строили столпы либо сами подвижники, либо их добровольные помощники. Даниилу первый столп построил его друг Марк, второй — Геласий, владелец той земли, где он подвизался, а еще один, с крышей, построили по приказу императора Льва Великого.
Говорят, психологических оснований для столпничества не существует, и мы вряд ли поймем, почему некоторые выбирали именно этот вид аскезы. Возможно, живя на столпах, они добровольно наказывали себя за грехи, уподобляясь заточенным в башни преступникам. Столпы — это ведь своего рода кресты, на которых они распинали свою плоть, делая очищенную душу способной к общению с Богом. Служение столпников — это буквальное предстояние перед Богом: стоя между небом и землей, они призывали Бога, славословили Его, возносили к Нему молитвы за всех и низводили на людей Божие благословение.
Жизнь вокруг столпа
Подвиг столпников обычно ассоциируется с отшельничеством, но он вовсе не противоречил общежительному монашеству. Столпники не только начинали свой подвижнический путь в монастырях, но и сами становились основателями новых обителей.
Преподобный Симеон, столь поразивший юного Даниила, когда-то сам был иноком в общежительном монастыре и, чтобы приучить себя к ночным молитвенным бдениям, становился на круглое дерево, на котором нужно было все время стараться держать равновесие — какой уж тут сон. А потом взошел на столп, который постепенно делал все выше.
При этом вокруг его столпа, остатки которого и сегодня можно увидеть в монастыре Калат-Семан к северу от сирийского города Алеппо, вскоре возник монастырь: желавшие подвизаться под его руководством просто стали селиться поблизости. К тому же преподобный Симеон обратил в христианство несколько арабских племен, а за советом к нему обращались даже императоры.
«Кому много вверено, с того больше взыщут»
Для своего времени столпники были тем же, чем мученики в первые века христианства, — живым свидетельством святости веры Христовой, укреплением для колеблющихся и побуждением к обращению для неверующих.
Их созерцательная жизнь, состоявшая в самоуглублении, изучении своей души в ее тончайших изгибах, непрестанном исследовании своих помыслов, постоянной борьбе с греховными движениями души и в молитвенном общении с Богом, делала их порой глубокими психологами, даже если по жизни они были сущими простецами.
Кто же лучше такого человека подаст верный совет, исцелит душевные язвы, разрешит сомнения, поднимет падшего, очистит, успокоит? Вот и стекался народ толпами к столпникам, которые щедро делились плодами своей созерцательной жизни.
Не оставались они в стороне и от догматических споров, волновавших православный мир: преподобный Симеон поддерживал Халкидонский Собор и убедил императрицу Евдокию, вдову Феодосия II Младшего, вернуться в лоно Православной Церкви. А преподобный Даниил сходил со столпа, чтобы отправиться в Константинополь и обличить неправоту императора Василиска.
Ставшие выше своей природы
В VI и VII веках столпников в Византийской империи, особенно в Сирии, стало столько, что их законом признали за особое сословие. А нам столпничество кажется чем-то противоестественным, возможно, только потому, что мы судим о нем по себе. Да, этот подвиг для многих невозможен. Но ведь сами мы не в состоянии определить сил нашего духа, а они от постоянного упражнения могут развиваться до бесконечности. А при помощи благодати Божией человек может стать даже выше своей природы.
Некоторые вообще считают столпничество медленным самоубийством. На деле же непомерные подвиги не только не сокращали жизнь, но еще и продлевали ее: Симеон прожил 103 года, из них 80 лет — на столпе, а Алипий Адрианопольский из 117 лет жизни провел на столпе 53 года.
Преподобный Даниил Столпник скончался в 83 года, 33 из них простояв на столпе. Согласно житию, он был удостоен от Бога дара чудотворения и исцеления. А паломники и страждущие шли к нему за помощью вплоть до его кончины 11 декабря (24 декабря по новому стилю) 490 года.