17 марта 2024 года — Прощеное воскресенье, последнее воскресенье перед Великим постом. В этот день Церковь вспоминает изгнание Адама из рая после грехопадения, а за литургией читается Евангелие, которое открывается словами, почему умение прощать так ценно.
преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии
Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф 6:14–21).
Жизнь первых людей в раю вряд ли была похожа на пляжный отдых. Это был далеко не курорт. Прародители отнюдь не бездельничали. У них были свои заботы. Господь возложил на них заповедь труда. Они были призваны развиваться не только духовно, но также интеллектуально, эмоционально и физически, возделывая Эдемский сад. Однако при этом мужчина и женщина пребывали в глубокой радости. Библия так описывает это состояние блаженства: И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт 2:25). Люди были предельно открыты друг другу. Точно так они были открыты окружающему миру и, конечно, Самому Творцу. Это состояние открытости, ежедневный опыт полноценного, искреннего, доверительного общения наполняли их сердца благодатью. Давал им безмятежность, благость, и умиротворение.
Первое ощутимое последствие грехопадения — изоляция. Писание прямо говорит: как только люди съели запретный плод, открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания (Быт 3:7). Муж и жена обособились друг от друга. Пропало доверие. Один воспринимает другого как угрозу. Господь готов простить Адама и Еву. Он очень ласково говорит с ними. Однако они стали видеть угрозу и в Нем. И вместо того чтобы перешагнуть через страх и признать грех, они предпочитают обидеться. Замечательно это видно в эпизоде, когда Адам упрекает Бога: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт 3:12). Сколько горечи в этих словах. «И Ты, и эта женщина обманули меня», — вот что говорит Адам. Мы знаем: нет правды в его словах. Есть просто страх открыться и довериться Творцу. Так началось Адамово изгнание.
Этот эпизод описывает универсальную закономерность человеческого поведения. Как часто вместо того, чтобы открыться Богу и поменять в корне свою жизнь и отношение к людям, я предпочитаю закрываться. А для того чтобы мне было легче переносить это внутреннее одиночество, я всячески культивирую в себе претензии к окружающим и самому Создателю.
Так нередко ведут себя дети. Совершив шалость и чувствуя угрозу наказания, они предпочитают заранее отстраниться и обидеться. С особой силой это проявляется у подростков. Порой они бывают как ежики. Родители хотят подарить им свою любовь — но к ним не подойти: уж больно острые иголки. «Вы никогда меня не понимали и не любили. Вот уйду, тогда поймете, кого потеряли». Мы, взрослые, ничем не отличаемся от детей. Просто мы намного изящней и искусней объясняем себе, почему нам стоит обижаться. Свои претензии к окружающим мы подкрепляются богатым житейским опытом. У супруга, который согрешил изменой, всегда найдется, в чем упрекнуть свою вторую половинку. Психологи даже придумали специальное выражение для такого поведения — «адамов комплекс».
Великий пост не просто время, когда мы отказываемся от скоромной пищи. Это время, когда мне следует увидеть и признаться, что, как и Адам, я испытываю страх. Я в ужасе, когда читаю в Евангелии слова Христа о том, что перед тем, как принести дар Богу, нужно не просто вспомнить тех, кто меня обидел, но пойти и примириться с ними. Самому пойти. Первому сделать этот шаг. Я жутко боюсь показаться глупым, смешным, неказистым. Я очень боюсь испытать боль. Но самое ужасное для меня — то, что после примирения мне придется всегда жить с этим прощением. Мне придется вести себя с обидчиками так, будто ничего и не было. А это зачастую означает кардинальное изменение образа жизни. А потому я найду сотни тысяч оправданий, чтобы продолжать сидеть в обидах. Я выбираю все глубже и глубже погружаться в изоляцию. Все дальше и дальше заходить в темную страну под названием изгнание и одиночество.
Поэтому и говорит Господь сегодня в Евангелии: если вы не отпустите грехи людям, и Бог вам не отпустит; если вы отпустите, то и Бог отпустит. Бог не простит мне не потому, что не хочет прощать. Он бы и рад. Просто Он не может этого сделать. Когда в сердце живет обида, благодать не может туда войти. Пространство ведь уже занято. И дверь заперта изнутри. А ключ у меня в руках. Как только я с доверием Богу, переступаю через страх и сам делаю шаг для примирения, я открываю дверь для благодати прощения. Бог сразу же заполняет пустоту. Обида испаряется. Даже если мой обидчик продолжает пребывать в своей злобе, ко мне в сердце возвращается радость. Я начинаю ощущать Бога и других людей. В душе открывается Царство Небесное. И пребывает в нем до тех пор, пока я остаюсь верен Христову Евангелию.