О том, что такое лидерские способности, нужны ли они православному человеку и как их воспитывать в ребенке, размышляет педагог и бизнес-тренер Татьяна Валерьевна Иостман.
История недоразумения
Некоторое время назад я наткнулась в соцсетях на бурное обсуждение вопроса: следует ли православным христианам воспитывать в своих детях лидерские качества, или же это страшная духовная ловушка. Все началось с рекламного объявления, где предлагались платные недельные курсы для детей, и дальше уже разговор переключился на то, как это несовместимо с православным воспитанием.
А мне есть что сказать по этой теме, потому что развитием лидерских качеств я занимаюсь и по своей основной работе (я эксперт в области управления проектами и обучаю этому людей), и как педагог (мы вместе с моим мужем Иваном Иостманом уже почти 25 лет руководим скаутским отрядом «Сполох»), и как мать своих детей (у меня их четверо, старшему 29 лет, младшей 14).
Так вот, мне кажется, что вся эта разгоревшаяся среди воцерковленных людей полемика насчет воспитания лидерских качеств базируется на недоразумении, на непонимании того, что же такое лидерство. Они считают, будто лидер — это властолюбец, умеющий с помощью каких-то манипулятивных техник подчинять себе людей и заставляющий их действовать в своих корыстных интересах.
Сразу же вспоминается кот Матроскин с его знаменитой фразой «Совместный труд для моей пользы — он объединяет».
И конечно, такое лидерство с христианским благочестием несовместимо. И да, малоприятные примеры таких лидеров у каждого из нас на языке.
Но на самом деле лидерство — это совсем другое.
Лидер — кто он?
Лидерство — это способность организовать людей на позитивную деятельность, причем, как правило, без непосредственной выгоды для себя.
Соответственно, лидер — это человек, который умеет анализировать ситуацию, в которой оказался, взвешивать свои возможности и понимать, ради чего и куда он собирается повести людей за собой.
Иначе говоря, он способен к целеполаганию.
Но кроме того, лидер способен принимать решение и брать на себя ответственность.
Однако ничего у него не получится, люди ему не поверят и не пойдут за ним, если внутри у него нет морального стержня, то есть некого набора правил, которым человек безусловно подчиняется. Если мы говорим о лидере-христианине, то таким стержнем для него будут библейские заповеди, и шире — христианская нравственность. Если он им искренне следует, то в сложной ситуации ощутит за собой моральное право принять решение, повести за собой людей. Без давления, без принуждения. И люди за ним пойдут, потому что видят: слова у него не расходятся с делом.
При этом нужно понимать: лидер это не то же самое, что начальник, руководитель. Есть понятие формального лидера — то есть того, кто по роду своей деятельности вроде бы должен вести за собой людей к некой цели, и неформального — того, кто, не будучи официально облечен какой бы то ни было властью, все же может организовать людей на какую-то деятельность.
Далеко не всегда формальный лидер — действительно лидер. Как эксперт в области управления проектами скажу, что работа с людьми — это лишь одна из десяти областей знаний, которыми должен обладать руководитель проекта. И тренинги по лидерству, которые мы проводим, обучая людей управлению проектами — это вовсе не обучение набору манипулятивных техник. Мы говорим о том, что такое предрасположенность к лидерству, какими качествами должен обладать лидер, какие бывают способы лидерства. Но если у человека быть лидером не получается, это еще не значит, что он неспособен управлять проектом. Просто в таком случае ему нужно в составе своей команды найти неформального лидера, который будет сплачивать людей и вести их в правильном направлении.
Зачем христианину лидерские способности?
На мой взгляд, христианину такие способности нужны даже больше, чем неверующему человеку. Потому что если ты действительно христианин, не по названию, а по сути, то и жить должен по-христиански, соблюдать заповеди, творить дела любви и милосердия, и этими делами свидетельствовать окружающим о своей вере.
Но наша жизнь так устроена, что
дела любви и милосердия чаще всего приходится творить не в одиночку, а сообща. Каждое такое дело — это проект, объединяющий людей.
Это касается и совсем уж экстремальных ситуаций, вроде взрывов, пожаров и наводнений, и ситуаций вроде бы обыденных, но все-таки не ежедневных. То есть, например, собрать денег на операцию больному ребенку, защитить человека от облыжных обвинений, помочь проблемной семье, отремонтировать разрушающийся сельский храм, устроить летний лагерь для детей из прихода, и так далее. Разумеется, такими делами занимаются не только верующие, но если для прочих это по желанию, то для христианина уклоняться от такого — ненормально, неестественно. Христианин должен помогать людям, а значит, ему необходимы и умение работать в команде, и умение организовать людей на какие-то общие дела. То есть навык лидерства.
Навык лидерства — это врожденное, или этому можно научить?
Нельзя сказать, что все люди в одинаковой степени одарены способностью к лидерству. Точно так же, как не все в одинаковой степени способны к математике, к музыке, к спорту. Каждый из нас видел людей, у которых стихийные лидерские навыки проявлились еще с детского сада. И, между прочим, не всегда это хорошо кончается. Когда заходит речь о несовместимости лидерства с моралью и духовностью, то, скорее всего, как раз и имеют в виду таких стихийных лидеров без нравственных тормозов — которые или превращаются в социальных хищников, или судьбы их складываются трагически.
Тем не менее, в большинстве случаев при правильном воспитании лидерские навыки можно успешно развивать. Причем чем раньше начинать, тем лучше будет результат.
Где именно развивать в детях лидерские качества?
Сразу скажу — любые курсы, платные ли, бесплатные, тут совершенно бесполезны. Навыки лидерства развиваются только на практике, в естественной для ребенка среде, и развиваются за длительное время — то есть за годы.
Что же это за естественная среда? Это прежде всего семья. Но не любая, а только многодетная. В такой семье родители по очереди ставят детей в ситуации, когда те должны что-то организовать, кого-то куда-то отвести, придумать, как устроить семейный праздник, сделать кому-то из членов семьи нестандартный подарок на день рождения... да хотя бы просто приготовить ужин на всю семью. Но в семье с одним ребенком это не сработает. Как говорится, невозможно научить плавать, если в бассейн не налита вода. Даже если родители абсолютно правильно понимают, что такое подлинное лидерство, они не смогут научить этому ребенка без практики. А для практики нужны другие дети. Если родители скажут: «Давай ты устроишь маме с папой экскурсию по городу», «Давай ты будешь руководить нами в уборке квартиры» или что-то подобное, то это будет одноразовая игра, потому что все равно реальными лидерами тут будут именно родители.
Какая еще возможна среда, помимо семьи? В прежние времена это был двор, была дворовая культура. Дворовые компании были разновозрастными, там были люди с разными интересами, и потому там могли воспитываться лидерские качества. Но сейчас дворовой среды, по крайней мере, в крупных городах, нет.
Что остается? Школа? Увы, обычная массовая школа, как правило, не та среда, в которой воспитываются лидерские качества. Скорее, наоборот — на детей там давят: не высовывайся, тебя не спросили, твое мнение тут никого не интересует. Быть лидером в массовой школе подчас опасно. Бывают, конечно, другие школы, частные, авторские, там атмосфера иная, но мы все-таки говорим о наиболее распространенном варианте.
Так вот, единственная (помимо многодетной семьи) подходящая среда для развития лидерских качеств — это неформальный детский коллектив.
Неформальный — в том смысле, что ребенок не обязан туда ходить, это делается исключительно по желанию. Спортивные секции, художественные, театральные и литературные студии, кружки, скаутские отряды. В церковных приходах — воскресные школы и существующие при них разные проекты (походы, паломнические поездки, летние лагеря и так далее). Также, если говорить о церковной среде — это, допустим, «Братство православных следопытов» или детская организация НОРД «Русь». В общем, некое детское сообщество со взрослыми руководителями, куда ребенок ходит добровольно, где ему интересно.
Очень важно, чтобы такое сообщество было открытым. То есть родители должны понимать, чем там занимаются дети, должны понимать, что устав и правила этого сообщества совпадают с их собственными внутренними убеждениями. А чтобы лучше это понять, нужно самим принимать хоть какое-то участие в его жизни. Оно ведь может быть полностью прозрачным, открытым, но если ты просто сдал туда ребенка и через три часа забрал — как ты поймешь, то ли это, что тебе близко?
Какие сообщества лучше подходят для развития лидерских качеств?
Сообщество сообществу рознь. Могут быть такие, где дети приобретают ценные навыки, развиваются личностно, творчески, физически — но вот лидерских качеств это не касается. Например, спортивная секция, где в группе — дети одного и того же возраста. Максимум, что там возможно — тренер может предложить более подготовленному, более успешному в спорте ребенку подтянуть менее успешных, и это может такому ребенку быть полезно, но все равно там у большинства детей такой возможности там не будет.
А вот если формы деятельности такого сообщества разнообразны, если работа его направлена не только на самих себя, но и вовне (допустим, детская театральная студия устраивает спектакли для детдомовских детей), если детский коллектив разновозрастный — вот тогда это самая подходящая среда для развития лидерских качеств.
Зачем это нужно детям?
До сих пор мы говорили только о мотивации родителей, но ведь и у детей должна быть мотивация развивать в себе лидерские навыки. Иначе ничего не получится.
Обычно таких мотиваций две. Первая — это стремление к личному успеху. Любой ребенок хочет, чтобы его хвалили, чтобы им гордились взрослые. Чтобы руководители благодарили его за помощь, приводили его в пример. Для родителей-христиан тут, конечно, есть повод для беспокойства — как бы стремление к успеху не обернулось страстью честолюбия, но ведь честолюбие возникает не из-за самого успеха, а из-за искривленной системы ценностей, когда успех абсолютизируется. При правильном отношении родителей к достижениям ребенка такая опасность ослабляется.
Вторая мотивация — это стремление к успеху не личному, а общему. «Мы сделали это!» (приготовили ужин на всех, выпустили газету, сняли короткометражный фильм, и так далее). Но если, допустим, встает задача выпустить газету — значит, среди детей должен быть ребенок, который организует процесс и ведет всех к результату. То есть опять же необходимы лидерские умения.
Рефлексия в семье
Вообще, развитие лидерских качеств ребенка происходит так: в детском объединении руководители создают ситуации, в которых ему приходится брать на себя какой-то участок общей работы, организовывать других ребят. А дома, в семье, ребенок рассказывает об этом родителям, делится своими успехами и неудачами.
И вот этот этап проговаривания крайне важен. Это называется рефлексия, и такая рефлексия вообще должна стать правилом жизни. Если я отдаю ребенка в детское объединение, то должна показать ему, что мне интересно, чем он там занимается, должна выводить его на разговоры о том, что получилось, что нет, что было хорошо, что плохо, что стоит в следующий раз сделать в похожей ситуации, чтобы получилось.
Важно помнить, что рефлексия — это самоанализ. Родители должны аккуратно задавать вопросы, а не заваливать ребенка советами и рекомендациями.
Какого рода вопросы надо задавать? Если речь о маленьком ребенке, младшекласснике, можно предложить ему нарисовать себя в той ситуации, когда ему пришлось руководить, нарисовать других ребят, и в процессе такого рисования мягко задавать вопросы: понимали ли они, что нужно сделать? А ты сам понимал? А если не понимал, то почему не спросил? Может быть, боялся, что тебя засмеют? Или боялся, что тебя будут ругать? Или ты был уверен, что все понимаешь? Наша цель — чтобы, отвечая на такие вопросы, ребенок сам для себя осознал причины, по которым что-то удалось сделать, что-то не удалось.
Но тут родителям нужно иметь огромное терпение, проявлять интуицию. И главное, не ставить диагнозы, не выносить вердикты, а понять, что же стало причиной удачи или неудачи.
Взаимодействие с руководителями
И, конечно, по этому вопросу у родителей должно быть полное взаимопонимание с руководителями детского объединения. Отношения должны быть открытыми, чтобы сомнения могли высказываться и не приводили бы при этом к печальным последствиям для детей.
Расскажу, как это устроено у нас в скаутском отряде «Сполох». Мы специально беседуем обо всем этом с родителями, и в первую очередь с теми из них, кто участвует в наших отрядных проектах. Например, мы идем в многодневный поход. В первый же день находим время, чтобы собрать родителей (а по возможности делаем это вообще до похода) и объясняем простые вещи: у нас все дети общие и все взрослые общие. Это значит, что любой ребенок может обратиться к любому взрослому за помощью, за советом, и любой взрослый помогает не только своим детям, но и остальным. Мы объясняем, что нам проще всего сделать всё самим — поставить палатки, разжечь костер, приготовить обед... Но мы не должны этого делать, потому что наша задача — чтобы дети научились делать это сами.
Например, мы объясняем, что если вы курируете группу детей, которая должна приготовить завтрак, то ваша задача — поработать на того ребенка, который в данной ситуации должен быть лидером. Надо с ним поговорить, отвести в сторонку и спросить:
«Я вместе с вами буду работать. Скажи пожалуйста, что мы сегодня готовим?», «А какие продукты нам понадобятся?», «А всё ли из этого у нас есть?», «А с чего мы начнем?», «А кто что будет делать?» То есть наводящими вопросами вы помогаете ребенку-лидеру лучше понять процесс,
причем ни в коем случае не позволяете ему спихнуть все организационные дела на вас. И дальше говорите: «Давай теперь пойдем к ребятам, и ты скажешь то, что мы обсудили. То есть скажешь: ребята, мы будем готовить то-то, времени у нас столько-то, начать нужно вот с этого, одновременно надо делать то-то и то-то. Каждому ты поручишь то, что ему по силам, то есть малышам не стоит, к примеру, разжигать костер. А когда все приготовим, не забудь каждого поблагодарить за его вклад в общее дело». И мы инструктируем взрослых, что все это надо говорить максимально вежливо, с уважением к ребенку, которому досталось сейчас быть лидером.
Ошибки нужны!
Еще раз: вся работа по воспитанию в ребенке лидерских качеств состоит в реальной практике и грамотном сопровождении. Взрослые продумывают ситуации, в которых эти лидерские навыки будут нарабатываться, помогают ненавязчивым советом в процессе и помогают провести рефлексию уже после.
При этом ребенок будет набивать шишки, ошибаться. Это нормально! Более того, ребенку нужно давать ошибаться — за исключением только ситуаций, связанных с опасностью для жизни. Во всех остальных случаях ошибки необходимы!
Пока ребенок не прочувствовал свою ошибку, процесс становления лидерских качеств невозможен. Лидер должен уметь и принимать поражения, и делать из них выводы.
И тут очень важна правильная родительская реакция на неудачи детей. Надо избегать двух крайностей — то есть нельзя ругать детей за ошибки, но нельзя и говорить, что это чепуха на постном масле, что плюнуть и растереть. Золотая середина — это помочь ребенку понять, в чем причины ошибки и как ее можно было бы избежать.
Вот что еще очень важно: ошибка и вина — это не одно и то же. Если смешивать одно с другим, то когда ребенку будут указывать на его ошибку, он это воспримет так, будто его обвиняют в том, что он плохой. А дальше защитная реакция психики — слезы, истерики, депрессии. Поэтому крайне важны форма и интонация разговора об ошибках. Ни в коем случае нельзя из ошибки ребенка делать выводов о его личности, о его человеческих качествах. И это, конечно, касается вообще всего, а не только частной темы про воспитание лидерских навыков.
* * *
И в заключение хочу порекомендовать книгу, которая меня потрясла еще в моем пионерском детстве. Это книга Анатолия Лутошкина «Как вести за собой». Мне дали ее почитать в четвертом классе, и она стала для меня озарением, я начала понимать, чего мне не хватает для того, чтобы быть лидером, и как в себе эти качества развивать. Книга выдержала несколько изданий, сейчас ее несложно найти в интернете. Может показаться, что там многовато пионерско-комсомольской фразеологии (а как иначе, если она была выпущена в 80-е годы прошлого века?), но это все легко отфильтровывается, а суть остается.
Подготовил Виталий Каплан