Спор вокруг названия московской станции метро «Войковская» и резкая позиция по этому вопросу представителей Церкви в очередной раз воскресили интерес к личности самого Петра Войкова. Чем же прославился этот человек, если сегодня именно он вызывает особое неприятие у части российского общества?
-
Войков стал террористом в 15 лет
Отец Войкова, Лазарь Петрович, в свое время был отчислен из института за участие в студенческих волнениях, но даже для своей семьи Войков-младший обладал излишне радикальными взглядами, что со временем привело его к разрыву с близкими. По воспоминаниям отца, Петр Войков еще в гимназии задумывался о покушении на императора. Уже в пятнадцать лет он присоединился к РСДРП, став одним из боевиков партии.
Своими революционными взглядами Петр заразил и своего брата Павла, судьба которого сложилась трагически. 1 марта 1906 года Павел Войков проник в здание Ялтинской Александровской гимназии, где разрезал портрет царя Николая II, после чего пошел на берег моря и застрелился.
-
С Войковым связана серия терактов в Крыму
Правда их результат нельзя назвать удачными. Так покушение на городского полицмейстера Гвоздевича привело к гибели случайных людей, в то время как сам Гвоздевич выжил. Через год Войков выступал уже не рядовым бойцом, а организатором покушения на ялтинского градоначальника Думбадзе. Покушение провалилось, его непосредственный исполнитель, безвестный эсер, был вынужден застрелиться. Войков же на десять лет скрылся в эмиграции.
-
Войков причастен к репрессиям крестьян
После революции 1917-го года Петр Войков бросил в эмиграции жену и поспешил вернуться в Россию. Впрочем, как утверждает ряд источников, в знаменитом «пломбированном вагоне» Ленина Войкова не было, ехал он другим транспортом вместе с Мартовым и Луначарским.
После прихода к власти большевиков Войков руководил реквизициями продовольствия на Урале. Отметился репрессиями против уральских промышленников и крестьянства.
-
Войков лично убивал членов царской семьи
Собственно, именно за это преступление его имя и предлагают стереть со столичных карт. И дело даже не в августейшем статусе убитых, а в жестокости содеянного. Как свидетельствуют люди, лично знавшие Войкова, во время убийства царской семьи он стрелял в горничную и одну из дочерей последнего императора.
Коллега Войкова по дипломатической службе Григорий Беседовский вспоминал с его слов: «Когда все стихло, Юровский, Войков и двое латышей осмотрели расстрелянных, выпустив в некоторых из них ещё по несколько пуль или протыкая штыками… Войков рассказал мне, что это была ужасная картина. Трупы лежали на полу в кошмарных позах, с обезображенными от ужаса и крови лицами. Пол сделался совершенно скользким как на бойне…»
Есть версия, что изначально Войков не должен был участвовать в расстреле, но сам настоял на своем присутствии, надеясь таким образом войти в историю. Он даже заучил текст приговора, который должен был торжественно огласить царской семье, но этого не случилось: руководитель расстрела Яков Юровский сам сказал пару фраз и открыл огонь, не дожидаясь официальной части.
Позднее именно Войков, как химик по образованию отвечал за сокрытие следов расстрела и уничтожение тел.
-
Войков причастен к распродаже национальных сокровищ
После событий на Урале Войков был переведен в Москву, где занимался экономическими вопросами. В частности, он занимал должность заместителя накрома внешней торговли.
В начале 1920-х годов он был одним из руководителей операции по продаже за рубеж сокровищ императорской фамилии, Оружейной палаты и Алмазного фонда. Работа эта велась с ведома советского правительства, которое крайне нуждалось в деньгах и было готово распродавать сокровища по заниженным ценам.
-
Большевики подозревали Войкова в воровстве.
Ряд исследователей утверждают, что уход Войкова из системы советской торговли связан с подозрениями в его адрес. Известно, что он был весьма падок на женщин, и, как считали некоторые из его коллег, именно с целью дарить подарки многочисленным дамам присвоил себе ценные меха, предназначавшиеся на продажу. Уголовного преследования в отношении Войкова не было. Однако с должности в наркомате внешней торговли он был уволен со строгим выговором.
-
Будучи дипломатом Войков планировал теракты за рубежом.
В 1922-ом Войкова перевели на дипломатическую работу. Канада отказалась принимать его в качестве представителя Советской России из-за причастности к убийству царской семьи. Польша также сперва противилась дипломатической аккредитации бывшего революционера, однако затем все-таки согласилась.
Известно, что посольскую работу Войков совмещал с революционной, планируя убийство руководителя Польши маршала Пилсудского. Есть сведения, что для этой цели из Москвы ему переправлялись детали для изготовления бомб.
-
Карьера Войкова окончилась его убийством
По свидетельствам современников на дипломатической службе Петр Войков не смог проявить себя должным образом. Английский посланник в Варшаве писал о Войкове в 1925 году: «Он, естественно, не имеет воображения ни о дипломатическом, ни об общественном этикете и чувствует себя весьма угнетенным». Войков пристрастился к наркотикам, из Москвы для него в большом количестве выписывалась икра, балыки и водка.
7 июня 1927 года на варшавском вокзале Войков был смертельно ранен деятелем белой эмиграции Борисом Ковердой. На следствии Коверда объяснил свои действия одной фразой: "Я отомстил за Россию, за миллионы людей".
-
Митрополита Сергия заставили осудить убийство Войкова
В 1927 году Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Старгородского) принудили подписать знаменитую Декларацию о признании советской власти. Убийство дипломата Войкова расценивалось тогда как недружественный акт против всего Советского Союза, и потому его осуждение было включено в Декларацию отдельной строкой. В ней говорилось: «Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла, подобное варшавскому, сознается нами, как удар, направленный в нас».
Подписание митрополитом Сергием Декларации не было принято частью верующих в СССР и в эмиграции, что на многие породило разделение внутри Русской Православной Церкви.