Иван Сергеевич Шмелев (1873–1950) — выдающийся русский писатель и православный мыслитель ХХ века. В 1927–1944 гг писал роман «Лето Господне» Работа над текстом заняла около 14 лет. «В ней, — говорил Шмелев о своей книге, — я показываю лицо Святой Руси, которую я ношу в своем сердце».
На страницах романа автор с ностальгией вспоминает о пронизанной православными традициями дореволюционной жизни российской столицы. Старинный московский говор погружает читателя в атмосферу как народного безудержного веселья, так и жестоких состязаний, смерти близких и глубокой скорби.
Книги, которые влияют на наше мировоззрение. Книги, которые отвечают на главные вопросы людей своей эпохи. Книги, которые стали частью христианской культуры. Мы знакомим наших читателей с ними в литературном проекте «Фомы» — «Легендарные христианские книги».
1. «Лето Господне» — самый известный роман Шмелева, книга является частью автобиографической трилогии наряду с романом «Богомолье» и сборником «Родное». Роман также называют «энциклопедией православных праздников» и «поэмой в прозе».
2. Повествование ведется от лица мальчика Вани. Первые главы романа были написаны для внучатого племянника писателя Ивистиона (Ива) Жантийома, воспитанного в семье Шмелевых.
«Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост. <...> И радостное что-то колотится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уже „душа начнется“. <...> Надо очистить душу от всех грехов, и потому все кругом — другое. И что-то особенное около нас, невидимое и страшное».
3. Главным героем в романе является отец рассказчика — глава большой купеческой семьи, один из немногих положительных образов русского предпринимателя, имеющего глубокие корни в русском старообрядчестве. Сам автор также происходил из древнего старообрядческого рода, перешедшего в Русскую Православную Церковь.
«А тогда... все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на „убогий блин“, до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость, перед грустью... — перед постом?»
4. Автор посвятил роман своему другу философу Ивану Ильину, по словам которого это — «встреча мироосвящающего православия с разверстой и отзывчиво-нежной детской душой <...> которая ликует от прикосновения к святости».
5. «Лето Господне» во многом созвучно с автобиографическим романом И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева». Шмелев дважды номинировался на Нобелевскую премию по литературе, однако получил ее Бунин в 1933 г.
«Таинственные слова, священные. Что-то в них... Бог будто? Нравится мне и „яко кадило пред Тобою“, и „непщевати вины о гресех“, — это я выучил в молитвах. И еще — „жертва вечерняя“, будто мы ужинаем в церкви, и с нами Бог. И еще — радостные слова: „чаю Воскресения мертвых“! Недавно я думал, что это там дают мертвым по воскресеньям чаю, и с булочками, как нам. Вот глупый! И еще нравится новое слово „целомудрие“, — будто звон слышится? Другие это слова, не наши: Божьи это слова».
6. Название романа «Лето Господне» происходит из книги пророка Исайи (Ис 61:2) и обозначает время служения Христа на Земле. Годы царской России рассматриваются автором как Божественное благословение, время счастья и полноты жизни.
На заставке фрагмент картины Василия Поленова «Московский дворик»