Отцом советской анимации, по всеобщему мнению, был Федор Хитрук. Ожившая иллюстрация к детской книге, новая эстетика и средства выразительности, создание жанра иронической притчи, игра со зрителем — это только некоторые художественные открытия Хитрука. Его самый известный герой Винни-Пух даже автору диснеевской версии нравился больше, чем свой, диснеевский «Винни-Пух».

Все истории Хитрука ироничны, очень добры и часто похожи на притчи, вызывающие у зрителей неожиданные и интересные размышления. Но так вышло, что не все его мультфильмы получили широкую известность. Поэтому мы составили рекомендательную подборку для просмотра с детьми и обсуждения в семейном или школьном кругу.

История одного преступления. 1962 год

Сюжет этого мультика для той эпохи не совсем обычный: не о героях великих строек, а о маленьком тихом человечке с детской фамилией Мамин, который неожиданно для всех убил сковородкой двух женщин. Фильм не об убийстве, и автор не оправдывает насилие, а просто пытается напомнить об уважении друг к другу. Уважение к труду в советское время было общепринятым, а вот уважение к человеку в отрыве от его статуса — нет. Автор (а вслед за ним — и зритель) как бы выступает адвокатом Мамина, рассказывая историю его дурного поступка — в назидание тем, кто его довел до этого хамским поведением. Детям было бы полезно иногда продумывать историю чужих поступков (историю своих мы знаем и себя поэтому реже осуждаем), чтобы поменьше осуждать других. С чего начать? Попробовать за внешним увидеть «сердечные намерения», сложные обстоятельства жизни другого, и тогда поступки не будут заслонять человека.

Подходит для детей с 10 лет.

Человек в рамке. 1966 год

Это забавная по форме, но очень страшная по содержанию история о человеке, который, по сути, и не жил. Вспоминается, конечно, «человек в футляре» Чехова, имевший «постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний». В советское время партийный чиновник-карьерист волей обстоятельств становился подобным персонажем, но Хитрук показывает очень важный момент — таким человек становится, во-первых, все-таки по своей воле, а во-вторых, не сразу. Множество раз он делает свободный выбор в пользу «рамки» — а не себя, не другого человека, не свободы, не жизни. Он свободно выбирает несвободу, а уже потом его собственная несвобода (а не кто-то другой!) его поглощает. Можно назвать ее карьерой, классовой борьбой, благосостоянием, положением в обществе, популярностью, престижем, властью, репутацией, принадлежностью той или иной тусовке, и так далее. Человек постепенно полностью переформатируется под свою страсть. И даже крик о помощи не вызывает никаких чувств, кроме страха потерять статус.

Все это показано с помощью анимации всего за 10 минут. Контраст между настоящей жизнью и канцелярским существованием героя подчеркивается: фотографии людей сменяются жесткими прямыми линиями; музыка, сопровождающая постоянные заседания людей-в-рамках, становится абстрактной, рваной; множество эмоций внешнего мира никак не могут проникнуть внутрь рамки, которая становится все прочнее, наряднее и толще. Печати со словом «НЕТ» как бы забивают гвозди в строительство душевного «футляра», со временем и личная подпись превращается в штамп, а личность врастает в рамку, полностью исчезает за ней. Остается только девочка, прыгающая через веревочку, музыка Баха и безмолвный вопрос «Зачем?»

Подходит для детей с 12 лет.

Фильм, фильм, фильм! 1968 год

Федор Хитрук, как хороший педагог, без всякого занудства показал в небольшом мультфильме, что без упорного труда, мук творчества, дерзания и провалов результата не достичь.

Современное потребительское общество акцентирует внимание на успехе и совершенно не уважает труд, не говоря уже о неудачах. Из всего делается шоу, а все, что не вставлено в рамку красивой, успешной и счастливой жизни, выпадает из поля зрения культуры, и это очень невротизирует детей. Статус стал важнее, чем внутреннее содержание и волевое усилие, все как будто должно получаться само собой — а если нет, то ты лузер. Таким казался мир кино 60-х, таким кажется наш мир интернета и соцсетей. «Кто в этот мир попал — навеки счастлив стал, и нам конечно лгут, что это тяжкий труд»… Эта ироническая песенка про легкость виртуальной жизни нам знакома, не правда ли?

Что-то похожее, вероятно, беспокоило Хитрука и заставило его снять мультфильм о кинопроизводстве — ведь на самом деле оно крайне трудоемко и непредсказуемо. Заглянув за кулисы любой серьезной деятельности, можно увидеть, какими усилиями и конфузами она продвигается. Все, что выглядит как легкое и приятное, как правило, достигается длительным, кропотливым и самоотверженным трудом. В кино этот контраст наиболее наглядный, и Хитрук блестяще воспользовался этим, тем более, что сам он работал, выкладываясь на полную катушку, и изобразил, по сути, себя и своих знакомых кинематографистов. Этот мультфильм как хорошая частушка, где все правда, но очень смешно. Такой взгляд может разрядить обстановку перед экзаменом или успокоить в случае неудачи, а может и вдохновить на какое-то важное дело.

Подходит для детей с 6 лет.

Остров. 1973 год

В 1974 году история человека, попавшего на необитаемый остров, удостоилась «Золотой пальмовой ветви за лучший короткометражный фильм» Каннского кинофестиваля. Изначально был заказ на антиамериканскую работу, потом его отменили (а материал остался и был переработан), но кто теперь скажет, что это не про нашу жизнь? Понятия «демократия шума» и «общество спектакля» были тогда неизвестны, медиа не занимали так много места в жизни, как в цифровую эпоху, но все это просматривается в работе Хитрука, поэтому этот десятиминутный мультик был воспринят как вполне внятная социальная антиутопия.

Современные дети-визуалы сильно дезориентированы обилием легко доступной информации, но эта чрезмерность отнимает у них собственные смыслы: зачем делать то, что все равно сделают другие? Даже и присоединиться к чему-либо непросто — все исчезает в мировой паутине со скоростью сто мегабайт в секунду.

Примерно в таком положении оказался герой мультфильма, человек без имени на крошечном острове в океане, и, несмотря на обилие посетивших его гостей и произошедших событий, он был одиноким и все более несчастным, пока не встретил такого же, очевидно, тоже потерпевшего крушение, одинокого человека. Медленно, насвистывая, тот проплывал мимо и никуда не торопился, не развивал бурную деятельность, не спешил использовать ближнего в своих целях, и целей вроде бы не имел — но с ним, как оказалось, можно двинуться дальше. Ему было на что опереться — маленькая дощечка, напоминающая спасательный круг. Так бывает в жизни — житейское море поглощает, а другой человек спасает так, как не спасет никакая организация, никакие деньги и успех.

Подходит для детей с 6 лет.

Лев и бык. 1983 год

Удивительно, как много дают нам детские переживания! Как только шестилетний Федя Хитрук научился читать, ему попалась сказка. Вот как он сам вспоминал об этом: «Это была старинная восточная притча о том, как подружились два могучих гордых существа — царь зверей Лев и вольный Бык. И дружба их была такая же сильная, как они сами. Но появился шакал и стал разжигать между ними вражду. “Берегись, — говорил он быку, —лев похваляется убить тебя”. А льву нашептывал: “Не доверяй быку, он посягает на твою корону”. Кончилось тем, что лев и бык сошлись в смертельном бою и оба погибли. Лишь перед смертью они узнали, что ни один из них не хотел нападать на другого. Собрав последние силы, лев задушил шакала…

Я много раз перечитывал эту сказку, все надеялся, что гордые звери не поверят шакалу. А они верили и погибали, и я ревел от горя. В конце концов у меня эту книжку отобрали и долгое время она не попадалась мне на глаза. Но я помню ее до сих пор, как одно из самых сильных переживаний детства, и — кто знает? — может быть, она впоследствии предостерегла меня от каких-то подлостей.

Спустя 60 лет я снова нашел эту сказку и сделал по ней свой последний фильм “Лев и Бык”».

Эта притча наводит на очень серьезные размышления. Лукавый — одно из названий диавола, который выступает «консультантом»: он только подсказывает пути грехов, а воплощаем мы сами. Именно так повел себя шакал, терзаемый завистью. Сильный и кроткий бык по праву стал другом царя зверей льва, а шакал и не был никогда другом — слишком трусливый и завистливый. Зависть его, как и зависть Иуды, облеклась в лицемерие и клевету. А лев послушал лживого шакала, потому что не смог быть на равных, другом, а не лидером, как уже привык — и стал причиной гибели и быка, и себя самого. Такова зависть, которая и самому человеку вредит, и уничтожает все вокруг.

И напоследок — еще одна важная цитата из воспоминаний Федора Хитрука:

 «Мы оберегаем детей от трагедий, не желая травмировать их психику. Это правильно, детские души легко ранимы. Но гораздо чаще мы травмируем их упреками, наказанием, или угрозой наказания за провинности, которые они не осознают. Сила нравственного урока, вся система моральных ценностей должна строиться на том, чтобы ребенок сам определял меру своей ответственности. В этом отношении сказка имеет большие преимущества перед другими формами внушения: она не обвиняет впрямую, не тычет ни в кого пальцем. Вот история про подлого шакала —это не про меня, здесь мне не нужно изворачиваться и оправдываться. Здесь я выступаю как судья и, не ведая того, сужу сам себя».

Подходит для детей с 6 лет.

7
0
Сохранить
Поделиться: