…Вызванные на допрос свидетелями чистильщик сельскохозяйственных машин и колхозный пастух показали, что священник к мероприятиям коммунистической партии и советской власти относился враждебно, увещевая колхозников ходить в церковь и молиться Богу. Священник, по их словам, также говорил, что в лагерях заставляют непосильно работать, а кто не выполняет работу, тех сажают в одиночный карцер.
— В предъявленном обвинении виновным себя признаете? — спросил отца Василия следователь.
— В предъявленном обвинении виновным себя не признаю. Никогда нигде контрреволюционной деятельностью не занимался.
— Я зачитаю вам ряд выдержек из показаний свидетелей о вашей контрреволюционной деятельности, — сказал следователь.
Зачитав выдержки из показаний свидетелей, следователь вновь спросил:
— Признаете ли себя виновным и подтверждаете ли показания свидетелей?
— Зачитанные мне выдержки из показаний свидетелей я не подтверждаю, категорически отрицаю и виновным себя не признаю, так как никогда нигде антисоветских провокационных разговоров и настроений я не высказывал, — ответил отец Василий.
23 сентября, зачитав постановление об окончании следствия, следователь спросил священника:
— Что вы можете показать дополнительно по своему делу?
— Дополнить ничем не могу, все показания обо мне свидетелей считаю ложью.
— Какие у вас будут ходатайства по делу?
— Никаких ходатайств по делу у меня не имеется.
***
Священномученик Василий родился в 1906 году в селе Подлипичье Дмитровского уезда Московской губернии в семье Сергея Васильевича Крылова, служившего псаломщиком в храме Казанской иконы Божией Матери в этом селе. Когда Василию исполнилось девять лет, скончалась его мать. Детство и юность его пришлись на мировую войну, революцию и разруху. Если до 1917 года семья псаломщика, наравне с семьями бедных крестьян, имела лишь корову и около гектара земли, то после государственного переворота уже не имела никакого имущества, стала нищей в полном смысле этого слова. В 1918 году, когда Василию было двенадцать лет, вся семья была лишена гражданских прав.
Закончив обучение в сельской школе, Василий в 1917 году поступил в Дмитровское духовное училище, но в 1918 году, когда он учился во втором классе, училище было закрыто. Он попытался поступить в школу, но его не приняли как сына псаломщика, лишенного гражданских прав. В это время его отец стал часто болеть, и Василий помогал ему исполнять обязанности псаломщика. В 1923 году отец скончался, и епископ Бронницкий Иоанн (Васильевский) направил Василия псаломщиком в храм Казанской иконы Божией Матери в село Марково Бронницкого уезда. Вскоре Василий обвенчался с девицей Анной. В 1924 году архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский) назначил Василия псаломщиком в храм Рождества Иоанна Предтечи в Звенигородском уезде.
22 октября 1926 года епископ Орехово-Зуевский Никита (Делекторский) рукоположил Василия во диакона к Спасской церкви в селе Ведерницы Дмитровского уезда; временно он был направлен служить в Богоявленскую, что в Елохове, церковь в Москве. 5 сентября 1929 года епископ Подольский Иннокентий (Летяев) назначил его в Крестовоздвиженскую церковь в селе Круг Клинского уезда. В 1930 году епископ Кимрский Иоанн (Соколов) назначил его служить в Вознесенскую церковь в селе Раменье Дмитровского уезда. 19 февраля 1931 года архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский) рукоположил диакона Василия во священника ко храму Рождества Христова в селе Рождествено на реке Истре Солнечногорского района.
В это время едва ли не все население страны было бесправным, когда людей, не спрашивая, отправляли на самые тяжелые работы. Одни направлялись через тюрьму и приговор в трудовые лагеря на каторжные работы, другие ссылались в трудовые поселения для освоения земель и добычи полезных ископаемых, третьи принудительно призывались в трудовые армии на бесплатный труд. Власти сочли, что священник Василий Крылов вполне годен по возрасту для исполнения тяжелых общественных работ. 4 июня 1931 года он был отправлен на трудовой фронт, где пробыл три года и месяц. Для священника это стало своего рода наказанием без приговора за служение в церкви.
Когда он вернулся, то был направлен 29 июня 1934 года служить в Троицкий храм в селе Рязанцы Щелковского района. Отцу Василию исполнилось двадцать восемь лет, и он служил с ревностью молодого пастыря, активно, насколько это было возможно, занимаясь миссионерской деятельностью среди молодежи.
Вскоре в стране была принята новая Конституция, церковно- и священнослужителям возвратили гражданские права, и они могли участвовать в разного рода выборах. Отец Василий 19 марта 1936 года был восстановлен в избирательных правах, о чем получил документ из ВЦИКа, и казалось, можно было и восстановить старинный обычай — служения в домах прихожан молебнов на великие праздники — Рождество Христово, Крещение и Пасху. Этот вопрос стал предметом обсуждений среди духовенства.
«Добрейший отец Василий, — писал ему 2 января 1937 года служивший во Владимирской церкви в селе Маврино благочинный Щелковского района протоиерей Василий Успенский. — У нас, отцов духовных, сейчас вопрос обоюдоострый относительно хождения в праздничные дни Рождества Христова и Крещения. Моя дочка, Валентина, принесла мне записку от доктора Николая Николаевича о том, что в приходе нет эпидемииЛюбые слухи об эпидемиях использовались властями как предлог для запрета богослужений.. Думаю этим и удовлетвориться, не навязываться Районному исполнительному комитету... Мне думается, не лучше ли сходить прямо в Моссовет и там спросить о применении статьи 124 — о свободе отправления религиозных обрядов. Твой предшественник, отец Николай, прислал мне письмо, в котором пишет: “Мы были, я и староста, у юриста по данному вопросу”, и он им ответил, что вы можете ходить даже без всякого разрешения в пределах своего прихода. То же самое я слышал и сам от кого-то, только не помню от кого. Теперь относительно мясопоставокТо есть принудительного налога мясными продуктами, который собирался и с тех, кто не имел никакого хозяйства и соответственно должен был покупать назначенные ему в качестве налога продукты на рынке, чтобы сдать их государству.: будешь ли в Районном исполнительном комитете, Моссовете, спроси, подлежат лица духовенства, которые не имеют ничего своего: ни дома, ни усадьбы, никакого рогатого скота, а только имеют восемь штук кур и два гуся, подлежат ли мясозаготовкамТо есть облагаются ли государственным налогом по поставке мяса.. Не знаю, увидимся ли до праздника. Желаю Вам, отец Василий, встретить его в добром здравии и благополучии».
Вызванный впоследствии на допрос председатель сельсовета Семенович показал, что священник Василий Крылов действительно приходил в сельсовет за разрешением — служить молебны на праздник Рождества Христова. После того, как ему было в этом отказано, он заявил, что не подчинится и все же будет ходить с молебнами. «Хоть вы и советская власть, — сказал он, — но по Конституции отошло ваше право издеваться над нами».
30 июля 1937 года вышел секретный приказ НКВД о «репрессировании бывших кулаков <...> и других антисоветских элементов». Отец Василий был арестован едва ли не одним из первых в Щелковском районе — 16 августа 1937 года, в это время у них с супругой было трое детей, и младшему — всего один год.
8 октября 1937 года следователь снова допросил отца Василия, интересуясь на этот раз больше его биографией, и сколь долго он служит священником. Выяснив это, следователь спросил:
— Какую вы вели агитацию против существующего строя?
— Никакой, — ответил отец Василий.
— В предъявленном вам обвинении признаете себя виновным?
— Виновным себя не признаю.
Через пять дней, 13 октября 1937, года тройка УНКВД по Московской области приговорила священника Василия Крылова к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Он скончался 31 мая 1942 года в одном из лагерных пунктов Управления Северных железнодорожных лагерей, в Коми области.