Великий пост, который в 2025 году начинается 3 марта, предваряется четырьмя подготовительными воскресеньями или, по-церковнославянски, Неделями. Их названия тесно связаны с темами евангельских отрывков, читаемых на воскресных богослужениях: это притчи, наполненные яркими образами и реалиями Древней Иудеи. Современникам Христа они были знакомы и понятны, однако для нас, людей иной эпохи, многое в притчах нуждается в разъяснении. Накануне Великого поста журнал «Фома» постарался как можно полнее раскрыть содержание евангельских притч.
1. Воскресное евангельское чтение
Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф 6:14–21).
2. Неделя сыропустная, Прощеное воскресенье, Адамово изгнание — это все об одном и том же?
Да, последнее воскресенье накануне Великого поста имеет сразу несколько названий. Сыропустной Неделей (неделей в церковнославянском языке называется воскресенье) мы называем его потому, что это последний день перед Великим постом, когда разрешается вкушение молочной продукции. Прощеным — по теме евангельского отрывка, который читается на воскресном богослужении и обычая в этот день испрашивать друг у друга прощения. И наконец, третье название — воспоминание Адамова изгнания — объясняется тем, что на богослужении вспоминается именно это библейское событие.
3. Почему и откуда Адам был изгнан

Адам и его жена Ева были изгнаны из рая, где они находились после их сотворения Богом. Причиной тому было непослушание Богу, запретившему людям вкушать плоды с древа познания добра и зла. Нарушив этот запрет, Адам и Ева опытным путем приобщились ко злу, а их природа претерпела катастрофические искажения. После этого они уже не могли находиться в присутствии Божьем, а следовательно, и в раю, который этим присутствием был наполнен.
4. А что такое рай? Слышал, что его еще называют Эдемом.
Святые отцы разделяют понятия «рай» и «Эдем». Первое применяется для обозначения не запятнанного грехом мира, который изначально был создан Богом. В жизни этого мира Господь присутствовал явным образом, и поэтому раем можно назвать также и особое состояние человека и всей природы, которые находились в гармонии и непосредственном общении с Богом. Этот рай был утрачен после грехопадения, но он же будет восстановлен после Страшного суда. А словом «Эдем» обозначается участок земли, на котором были созданы все условия для проживания первых людей.
5. Так где же все-таки находился Эдем?
Вопрос о местоположении Эдемского сада остается предметом богословских, исторических и научных дискуссий. Согласно книге Бытие, Эдемский сад находился на востоке и из него вытекала река, разделяющаяся на четыре потока: Гихон, Фисон, Тигр и Евфрат. Первые два названия современным людям почти ни о чем не говорят, и историки до сих пор спорят, с какими ныне известными реками соотносятся эти гидронимы.
Читайте также:
- Где на Земле был райский сад?
- Адам и Ева: что случилось с ними в раю? Семейное чтение
Некоторые связывают Гихон с рекой Нил, а Куш — с территорией современных Эфиопии или Судана. В этом случае Эдем располагался где-то на северо-востоке Африки. Что касается Тигра и Евфрата, то они реально существуют, и если брать их в качестве основы для географической привязки Эдема, то последний мог находиться где-то в районе Междуречья (современные Ирак и Кувейт). Впрочем, такие трактовки библейских топонимов не более чем гипотезы, и точно определить местоположение Эдемского сада, пожалуй, невозможно.
6. А почему на литургии читается Евангелие о прощении, а не библейский рассказ об изгнании Адама и Евы из рая?
Дело в том, что книга Бытие, в которой содержится описание грехопадения Адама и Евы и их последующего изгнания из рая, относится к Ветхому Завету, который на литургии не читается. А вот на всенощном бдении, которое служится накануне, тема Адамова изгнания звучит постоянно. Эта библейская история наделяется в церковной гимнографии дополнительными смыслами.
Изгнанный из рая Адам становится образом души, удалившейся от Бога из-за греха. И прощение — одно из условий восстановления утраченного богообщения. Оно символизирует начало духовного очищения и примирения с Богом и людьми, которые составляют основное духовное содержание Великого поста, наступающего на следующий день. И именно об этом говорит нам воскресное евангельское чтение.
Мы прощаем других людей, надеемся на всепрощение Божие, без которого невозможно спасение нашей души, и готовимся к тому, чтобы начать поститься. Таким образом, Неделя воспоминания Адамова изгнания — это не просто воспроизведение в памяти библейского события, а призыв задуматься о своем состоянии и с осознанием собственной духовной немощи и одновременно надеждой на любовь и милосердие Божие вступить на путь Великого поста.