«Я специально ходила на большую конференцию по аутизму, даже блокнотик взяла, чтобы записать контакты, куда можно перенаправлять людей, которые звонят, пишут и просят принять их детей в нашу мастерскую... Но мне пришлось сбежать оттуда, потому что после моего выступления выстроилась очередь желающих записать детей к нам. Но мы не можем никого принять и не сможем никогда», — делится Вероника Павленко, художник и руководитель мастерских «Особые художники». Для родителей, конечно, дети всегда остаются детьми, но мастерские Вероники — одни из немногих предназначены для взрослых людей с особенностями развития.
По инициативе родителей и педагогов в 1989 году был создан центр лечебной педагогики для помощи детям с аутизмом, эпилепсией, генетическими синдромами, нарушениями умственного развития, трудностями обучения и другими проблемами. В 2006 году были открыты ремесленные мастерские, где бы 16-17-18 летние молодые люди могли получить профессию. Обучение длится 4 года, но в итоге молодой человек приобретает навыки, применить которые ему негде.
Вероника Павленко преподавала в колледже рисование для всех мастерских и в какой-то момент предложила тем, кто совсем не знал, что делать после завершения учебы, ходить к ней заниматься.
В студии Вероники пятнадцать регулярно посещающих ее человек. Проводятся четыре занятия в неделю. При этом каждый из участников посещает два занятия в неделю. Существует план работ, перед студийцами ставятся задачи. «Особенные художники» делают керамические украшения, подушки, сумки с ручными принтами, футболки, открытки, книжки.
«К нам приходили маркетологи, — говорит Вероника, — сказали, что наша целевая аудитория — хипстеры. Хипстеры так хипстеры, мы не против. То советуют сумок больше шить, то не делать принты на джинсе, то деревянных кораблей побольше. А нам не помешали бы зарплаты для художников, которые работают с ребятами». Задача художников — помогать своим подопечным рисовать, они направляют, подают идеи, подсказывают, как сосредоточиться.
Студия ориентирована на самоокупаемость, задача — делать вещи, которые будут покупать, чтобы потом иметь возможность из полученного дохода выплачивать «зарплаты» ребятам, приобретать краски, материалы. В последнее время удалось приблизиться к этому идеалу.
«Наши ребята могут делать очень многое. Если бы нашелся человек, который делает дизайн сайтов и он захотел бы кого-то привлечь из студийцев, то нашелся бы тот, кто рисовал бы и для сайтов. Один из участников нашей студии сейчас будет делать подборку фотографий московских православных храмов, мы их распечатаем, ребята будут рисовать эти храмы. Он должен под каждым храмом написать, какой век, как называется храм. Так ребята будут знакомиться с зодчеством, архитектурой. И мы постараемся таким образом подготовить сувениры с нашими рисунками для Музея Москвы».
Кроме того, студийцы ездят на экскурсии, устраиваются творческие вечера в мастерских.
«Конечно, нужен человек-энтузиаст, который бы очень сильно захотел создать что-то подобное, мне помогают мои братья, муж с сыном возят нас, сын сделал сайт, — добавляет в завершении Вероника, — но все возможно. И такие студии очень востребованы, их по-настоящему очень-очень не хватает. Они очень нужны сегодня».
В комментариях к фотографиям Владимира Ештокина Вероника Павленко рассказывает о студийцах: