Вопрос читателя:
Батюшка, благословите!
Мы с мужем в браке почти 15 лет, детей нет, хотя мы очень хотели и, согласно обследованиям, со стороны здоровья препятствий нет.
8 лет назад я от отчаяния решилась на ЭКО и мужа уговорила, хотя до этого считала, что это черта, которую нельзя переступать. Я знала о мнении Церкви на этот счёт и всё понимала, но была как в тумане. Сначала сделали ЭКО в естественном цикле, но эмбрион не развивался, и врач сказала, что перенос делать бессмысленно. Я поверила, тогда и в голову не пришло настаивать. Потом было два ЭКО со стимуляцией, каждый раз по 3 эмбриона и каждый раз переносили по 2. В одном случае третий эмбрион снова не развивался, а вот в последнем выбрали два «получше». Я хотела, чтобы перенесли все три, но врач считала, что, во-первых, три всё равно не приживутся, а если приживутся, то я их не выношу. Я чувствовала некий порок логики, но сдалась, хотя было внутреннее ощущение, что это ошибка, неправильно! Бесполезно оправдываться, но хочется сказать, что, если бы эта беседа проходила не перед самой процедурой, я бы, возможно, настояла. ЭКО не удались. Сколько я плакала! А через полгода у меня обнаружили рак щитовидки. Тогда я впервые покаялась и причастилась, операция прошла удачно, сейчас диагноз сняли, хотя ежедневный пожизненный приём гормонов не даёт мне об этом забыть, и это даже хорошо — напоминание о смерти.
Детей так и нет.
Мне скоро 44, а мужу 52. Живём очень хорошо, слава Богу, но муж был и остаётся против того, чтобы взять приёмного ребёнка. Я сейчас и сама понимаю, что, если он будет «сложный», мы вряд ли справимся, ведь у нас пожилые родные и моя сестра — инвалид детства. Уже бывает сложно совместить их нужды с работой, хотя основная ноша — на моей маме.
Надежда немного теплится, хотя это было бы чудом почти библейским... И на фоне этого, несмотря на покаяние, я думаю о тех уничтоженных эмбрионах. На моей совести их три, считая тех, что не развивались. Считается ли это грехом аборта? Как мне его искупить?
После операции регулярно перевожу деньги на благотворительность. Я «захожанка», стыдно сказать, но мне бывает скучно на службе и некомфортно в толпе. Больше нравится прийти и помолиться в тишине, но с начала пандемии и этого не делаю. Хотя, когда узнала, что у меня рак, единственным местом, где меня отпускал ужас, был храм, приходила и ревела...
Два года назад мне диагностировали депрессию средней тяжести. Принимаю антидепрессант, работаю с психологом. Она хорошая, но у неё чисто светский подход, и я не смогла ей объяснить, почему не могу успокоиться.
Я читала Ваши ответы, и они мне очень импонируют своей рассудительностью и желанием действительно помочь. Понимаю, что трудно советовать вот так, по письму, незнакомому человеку. Но всё-таки, может быть, Вы сможете мне что-то ответить и посоветовать, что можно сделать, чтобы искупить свой грех? Буду очень благодарна.
С уважением.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Здравствуйте!
Да, очень непростая ситуация.
Вы верно написали: по письму советовать сложно, к тому же, с Вами уже работает психолог, и что же я могу добавить ко мнению специалиста, когда речь идет о депрессии? Мои замечания будут более обывательскими, чем у человека, который жизнь посвятил работе с этим состоянием.
Я в Вашем письме вижу большой разрыв между тем, что Вы декларируете как желаемое, и тем, что Вы на самом деле делаете и как живете. И, конечно же, если женщина хочет родить ребенка от любимого мужа, но это такое простое желаемое счастье оказывается недостижимым, а человек не принимает ситуацию как она есть, а пытается ее как-то изменить, хотя ясно, что изменить не получится — тут и возникает этот разрыв между совершенно разнонаправленными векторами желания и действия. Почему мы так много говорим о смирении? Потому что это очень важное качество — уметь видеть реальность такой, какова она есть, уметь себя видеть в истинном свете, других видеть такими, какие они есть, и понимать, что пределы наших человеческих возможностей очень ограниченны и большинство вещей в этом мире мы изменить не можем. Это и есть смирение в его аскетическом смысле, мне кажется, это примерно как просто адекватный взгляд на вещи, которому учат современные психологи, и дай Бог им.
Насколько я понимаю, когда возникают такие внутренние разрывы, может возникнуть депрессия. Я понимаю, что она бывает и на уровне химическом, и тут психологи и психиатры умеют подбирать препараты. Но внутри у тех, кто более депрессией, я часто вижу такой разрыв. Он может быть и между тем, что человек считает для себя ценностями, и тем, как он поступает на самом деле. В этом смысле Ваша депрессия, можно сказать, закономерна: Вы не считали для себя возможным делать ЭКО с этической точки зрения — однако же делали его, и не один раз. Конечно же, Ваша душа вся изболелась, она разорвана этим противоречием. Что делать сейчас? Никакого понятия искупления греха нет, есть другое: грех — то есть неправильный выбор в словах или поступках — ранит душу, разрывает ее, что Вы на себе и в себе и ощущаете сейчас. И спасение и исцеление в том, чтобы — в соответствии с самим словом «исцеление» — убрать изнутри разорванность, от которой Вы страдаете. Что это означает конкретно? Нужно привести свою жизнь — реальную! — в соответствие с Вашими ценностями.
Конечно, прошлое не вернуть. Но у нас есть Таинство покаяния — исповедь — когда человек перед Богом при священнике-свидетеле раскаивается в том, что он теперь осознает как неправильное, и получает от Бога благодать на то, чтобы справиться с грехом и последствиями греха, то есть неправильного выбора. У Вас ведь проблема не только в ЭКО, но и в том, что Вы, выбрав ЭКО, от себя же самой отказались, свои убеждения предали. Это же тоже грех! И Вы чувствуете его последствия сейчас.
Хорошо, что Вы исповедались и причастились. Но Вы понимаете, ошибаемся мы все так часто, а сил внутри так мало, что, в общем, грех отказываться от тех возможностей, которые Бог дал человеку в Церкви. Поэтому мы и говорим и напоминаем, что исповедоваться и причащаться нужно регулярно, скажем, раз в месяц, потому что нужно, во-первых, питать свою душу и не лишать ее общения с Богом через Таинства в том числе, во-вторых, как правило, когда исповеди происходят регулярно, человек может докопаться до тех греховных, то есть ошибочных, мыслей и поступков, которые ему портят жизнь, а сходу вот так вот зараз всего и не осознаешь. Да и вообще мы часто ошибаемся, так что как бы прочищать свою душу нужно постоянно. Вы же дома убираетесь регулярно? Вот так и с душой: она живет, и с ней все время нужно работать.
И, кстати, эта тема духовной жизни — тоже из области Ваших разрывов: Вы ведь понимаете, что нужно быть в Церкви, Вы хотите быть с Богом, но почему-то вместо полноценного духовного пути выбираете полумеру: тут я приду, тут посижу, а вот сюда не пойду. Так не надо делать, поберегите себя и не лишайте себя полноты церковной жизни.
На службе человеку скучно, потому что он не понимает, что там происходит. Вот Вы купите себе простенькую книжку о смысле хотя бы Божественной литургии. Или в сети почитайте. Узнаете, что литургия — это очень красивое, сложное по своему устройству последование молитв, ядро и смысл которого — в том, что здесь и сейчас присутствует с Вами в храме Сам Господь. И здесь и сейчас Он снова и снова распинается, как 2000 лет назад в Иерусалиме на Кресте, ради того, чтобы Вам, Вашему мужу и каждому, кто стоит в храме, дать возможность взойти вместе с Ним на Небо. Причастие — вкушение Тела и Крови Спасителя — возможно, поскольку здесь и сейчас вино и хлеб, которые есть в алтаре и которые участвуют в службе, становятся таинственным образом Телом и Кровью Спасителя. Если просто это осознать, поверьте. вся скука уйдет, потому что у Вас перед глазами совершается история, а Вы через молитвенное участие в службе являетесь ее соучастником. Да, много-много раз, столько раз, сколько будете на литургии. Так что это особое Таинство, которое как-то раздвигает границы времени и пространства.
Есть много песнопений и молитв, которые раскрывают перед собравшимися суть литургии, если Вам сложно на слух, найдите тексты в сети или купите, стойте с планшетом, телефоном, книгой — но прочувствуйте и осознайте это все хоть раз до конца. А кроме того, так как Церковь живет в истории, есть песнопения, которые раскрывают и смыслы праздников, и то, почему сейчас, сегодня, нам и Вам лично важно вспомнить то или иное событие. Пока Вы все это изучите, пройдет много времени, так что советую потихонечку начать.
Насчет толпы... опасения насчет вируса я понимаю, но, вроде, сейчас с этим как-то полегче, да и в храмах в основном стараются все меры соблюдать. А насчет толпы... Вы знаете, Церковь — это Тело Христово, и каждый крещеный человек — это член этого Тела. Глава Его — Сам Христос. Не все, к сожалению, об этом помнят и задумываются. Но если осознать, то получается, что все, кто в Храме, Вам люди глубоко родные. Это не просто безликая «толпа» — это множество людей, каждый со своей судьбой, болью, радостью, своей историей, может быть, такой же, как Ваша, а может быть, сложнее и труднее. И вот все они и каждый пришли в храм, чтобы в меру своих сил и знаний помолиться Богу: кто-то знает все очень хорошо, кто-то, как Вы, впервые в храме, а кому-то е повезло и не нашлось человека, кто бы ему все рассказал хотя бы так, как я Вам сейчас. А человек все равно пришел, как умеет. И чего же тут некомфортного? Ведь это же, если подумать, совершенно потрясающе: все такие разные — и все пришли, чтобы вместе совершить службу. Да, как умеют. Ну так ведь главное, что начало положено.
Так что Вы подумайте и, советую, все же как-то более осознанно решите для себя, как Вам жить, и так и живите. Сперва будет сложно. Даже, возможно, некомфортно, потому что в эти «разрывы», о которых я писал, человек, бывает, прячется от каких-то других проблем, вопросов, активных действий. Он даже привыкает жить в этих разломах, потому что они дают ему свои выгоды (как бы дико это ни звучало). Вы подумайте, ради чего Вы жертвовали своей цельностью, и решите, точно ли хотите продолжать так жить или уже пришло время собраться? Мне кажется, что пришло и что есть уже у Вас на это внутренние силы. Наверное, раньше их не было, а теперь, раз Вы написали мне письмо, они есть. И Вы точно сможете их использовать.
Личную молитву никто не отменял, просто в Церкви у нас есть два типа молитвы — личная, когда Вы беседуете наедине с Богом, и общественная, когда вся Церковь (хотя бы в лице общины) молится вместе. Ваша душа тянется к Богу, все правильно: в храме хорошо, с Богом хорошо. Вам просто нужно несколько шагов сделать в сторону большей полноты молитвенной и вообще духовной жизни.
Насчет же детей, Вы правы, решение должно быть совместным. Если Вы с мужем живете хорошо, то и слава Богу! И Вы знаете — не хочу Вас обнадежить, просто как факт — бывает, что супруги расслабляются на тему детей, залечивают внутренние травмы, страхи, убирают напряжения (это все о том, о чем я написал Вам вышел) — и в здоровое обстановке Господь дает зачать малыша. Так что это я к тому, что Вам в любом случае нужно начать со своего внутреннего мира и его исцеления, с помощью Божией и, конечно, специалистов.
А там посмотрите. Лучше станет точно!
Храни Вас Господь!