hudi-newКак-то в сети я наткнулся на на интересный вопрос — или, вернее, серию вопросов.

«Зачем нужна религия, если:

- крещение не гарантирует спасения (нам известна масса крещеных моральных уродов, которым не только в раю с ангелами, но и среди зверей места нет)

- молитвы о здравии не гарантируют здоровья (во всяком случае медицина без молитвы дает гораздо меньший процент человеческих потерь, чем молитва без медицины)

- молитва о упокоении не гарантирует Царства Небесного

- венчание не гарантирует нормальных семейных отношений да и вообще не дает никаких дополнительных шансов семью сохранить

- а самое смешное это когда две армии (банды, футбольные клубы, кандидаты в...) собираются сцепиться в схватке и при этом молятся о своей победе одному и тому же Богу...»

Что же, вопросы действительно интересные — многие и ставят, в той или иной форме — и очень важные.

Начнем с того, что да, церковные Таинства ничего не гарантируют. Ни счастливого брака, ни выздоровления, ни вечного спасения. Да, венчанный брак может распасться, а среди крещенных людей были жуткие злодеи, весьма далекие от Царства Небесного. Есть такая атеистическая шутка — «когда я был ребенком, я молился о велосипеде, но потом понял, что Бог не работает таким образом». В этой шутке есть доля истины — Бог не работает раздатчиком велосипедов.   Религия — это вообще о другом. Она не о том, как мне получить те или иные вещи.

Венчание не снабдит Вас идеальной (с точки зрения Ваших запросов) супругой, с которой Вам бы никогда не понадобилось проявлять верность, смирение, терпение или милосердие. Крещение (как и заупокойная молитва) не обеспечит Вам путевку в какой-то посмертный санаторий, а молитва о здравии не заменит здорового образа жизни — или медицинской помощи, если Вы заболели. Молитва не гарантирует, что Вы получите должность, которую хотите, или выиграете в соревновании.

Благочестие не принесет нам каких-то желанных вещей — или людей, на которых мы могли бы смотреть как на вещи, с точки зрения наших потребностей. Как говорит святой Апостол Павел, благочестие не служит для прибытка. Бог может, в ответ на молитву, давать и какие-то чисто земные блага — и нам следует принимать их с благодарностью — но цель веры совсем не в этом.

Вера — это не про обладание вещами. Вера — это про отношения. Она не дает нам другие игрушки; она делает нас другими людьми.

Цель Бога — сделать нас счастливыми. Вечно, безмерно, невообразимо счастливыми. Никакое обладание вещами не может сделать нас счастливыми; мы так созданы. Мы созданы для отношений с Богом и ближними, чтобы быть членами одной бесконечно любящей семьи, глава которой — Бог.

И мы несчастны не потому, что у нас нет вещей (или людей, которые служили бы нам, как вещи) — а потому, что мы сломаны, повреждены, непригодны и неспособны к тому счастью, для которого созданы. Это бедственное состояние Церковь называет Первородным Грехом — поскольку речь идет не об отдельных поступках, а именно о состоянии порчи, которая проявляется в этих поступках. Чтобы обрести то счастье, для которого мы созданы, мы должны глубоко измениться — прежде всего, научиться любить Бога и ближних.

На этом месте многие начинают скучать — как и скучал в свое время. Я тут пришел потребовать решения своих проблем, ответа на мои запросы — а мне говорят, что это я должен измениться!

Но таково уж реальное положение дел — моя главная проблема, которая производит мое временное и вечное несчастье, находится внутри меня самого. Чтобы начать решать мои проблемы, надо менять не мир вокруг меня, и не других людей — а меня.

Благодать Божия, которая дается в таинствах, должна изменить именно меня. Она только за этим и дается. И, конечно, она не может гарантировать мне ни счастливого брака, ни спасения, потому что я не кусок пластилина — я человек, наделенный неотъемлемым даром свободной воли. Я могут упираться и мешать Богу из всех сил — я даже могу наотрез отказаться меняться. И тогда Таинства не принесут мне никакой пользы, да и какую они могли бы принести?

Как говорит Писание, «не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших» (Евр.4:2) Благодать меняет нас тогда (и только тогда) когда мы хотим измениться. Я приведу, возможно, сниженный, но, надеюсь, понятный пример. У меня в комнате стоит велотренажер; этот спортивный снаряд может принести немалую пользу и укрепить мое здоровье, избавив меня от лишнего веса и других проблем, связанных с сидячим образом жизни.

Но для этого недостаточно просто иметь его у себя в комнате и любоваться на него. Для этого нужно использовать его по прямому назначению — усердно крутить педали, преодолевая уныние и лень.

Для того, чтобы пойти на поправку, недостаточно приобрести лекарства и положить их в ящик — надо принимать их по расписанию и вообще следовать указаниям врача. Для того, чтобы оказаться в другом городе, недостаточно получить билет - нужно занять свое место в самолете.

Для того, чтобы обрести крепкий брак, недостаточно совершить обряд Венчания — необходимо с глубокой серьезностью воспринять наставления, с которыми к венчающимся обращается Церковь, и настойчиво воплощать их в своей жизни. Для того, чтобы войти в жизнь вечную, необходимо, но не достаточно принять Крещение — для этого нужно решиться жить в вере и послушании заповедям Божиим.

Бог дает нам все необходимое для нашего блага и спасения; и если мы действительно захотим этого, мы непременно будем спасены. Но благодать Божия ничего не делает с теми, кто не хочет.

 

 

5
1
Сохранить
Поделиться: