Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»:
Витражи ассоциируются у нас с готическими храмами. Но и в православии есть место витражу, причем место самое сакральное.
Первые храмовые витражи появились в Византии. Их осколки хранятся в археологическом музее Константинополя.
На Руси цветные стекла вставляли в барабанные проемы и алтарные преграды еще до ордынского нашествия. Однако об иконах речь не шла. Стекло — материал хрупкий.
В XVII веке витражи стали появляться и в домах, и в церквях. Но распространение они получили уже в конце XIX века. Когда строили Казанский собор в Петербурге, Карл Брюллов предложил пробить стену алтаря, поставить в проеме витраж и тем самым выделить священное изображение. Идею не поддержали, но уже в Исаакиевском соборе такой витраж появился — его лично одобрил император Николай I. Масштабный запрестольный образ воскресшего Спасителя, вероятно, первый фигуративный витраж в русском православном храме. Храмы начала XX века в русско-византийском стиле требовали витражей, и русские мастера научились их изготавливать.
Сейчас традиция возрождается. Для витражей выбирают самое священное место, восточную стену — алтарь. Чаще всего в алтарных окнах размещают образы Христа на троне и Воскресения Христова. Именно светоносность витража символически передает идею рая. Что касается хрупкости, то современные витражи очень прочные, практически вечные.