Великий канон читается по частям в первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении, которое называется  великим повечерием, и  длится  около двух часов (текст по дням и с переводом смотрите здесь). Канон также прочитывается полностью на утрене четверга (то есть накануне, в среду вечером) пятой недели поста, посвященной преподобной Марии Египетской. Вместе с ним на этом богослужении читается житие преподобной Марии Египетской. Эта длительная вечерняя служба в народе получила название «Мариино стояние».

©Владимир Ештокин
©Владимир Ештокин

По сложившейся традиции верующие стараются иметь при себе текст этого канона, лучше всего — с параллельным переводом на русский язык. Чтение происходит при свечах.

Великий канон
©Владимир Ештокин, foma.ru

Автором канона является критский архиепископ VIII века святитель Андрей.

©Владимир Ештокин
©Владимир Ештокин

Появление канона связывают с раскаянием архиепископа Андрея в ереси монофелитства (Монофелитство — учение о единоволии Христа.) Канон был дополнен великим современником святителя Андрея преподобным Иоанном Дамаскином.

Великий канон
©Владимир Ештокин

Время возникновения: Великий канон получил общецерковное употребление в конце IX века.

Великий канон
©Владимир Ештокин

Состав канона: Канон состоит из 250 тропарей, вспоминающих события Священной истории от грехопадения Адама и до земной жизни Христа. Каждый тропарь сопровождается припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Великий канон
©Владимир Ештокин

Покаянная авто-биография — так часто называют Великий канон. Cвятитель Андрей сочинил его для самого себя. С глубоким сокрушением о своих грехах архиепископ Андрей в своем поэтическом повествовании рассматривает Священную историю как жизнеописание своей собственной души.

©Владимир Ештокин
©Владимир Ештокин

Библейская история повторяется из года в год в круге богослужений, и каждый человек, посещающий церковь, переживает давно прошедшие события так, как если бы они происходили здесь и сейчас.

Великий канон
©Владимир Ештокин

Наиболее известное песнопение канона — кондак, сочиненный преподобным Романом Сладкопевцем: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй».

Великий канон
©Владимир Ештокин

Покаянный канон вошел в общецерковное богослужение после землетрясения. Рукопись канона хранилась в монастыре святого Потапия в Константинополе. В 790 году столица империи пережила разрушительное землетрясение.

Великий канон
©Владимир Ештокин

Монахини монастыря св. Потапия спасались на городской площади, подальше от падающих зданий. С собой они взяли рукопись канона и читали его, молясь об усмирении стихии. После этого канон стали читать сначала в дни бедствий, а затем и в дни Великого поста, сопроводив его коленопреклоненным чтением молитвы преподобного Ефрема Сирина.

©Владимир Ештокин
©Владимир Ештокин

«Я — самый страшный грешник, виновный более всех людей» — главная тема великого покаянного канона. Это утверждение на корню исключает осуждение по отношению к другим людям.

Великий канон
©Владимир Ештокин

Андрей Критский: 1. До семи лет Андрей не мог произнести ни слова, пока необъяснимым образом не был избавлен от немоты во время богослужения.

Великий канон
©Владимир Ештокин

2. В течение 20 лет Андрей опекал приют для стариков и сирот, будучи архидиаконом  храма святой Софии в Константинополе. В Константинополь он попал в качестве представителя монастыря Гроба Господня в Иерусалиме на VI Вселенском соборе, как один из самых образованных иноков этой обители.

Великий канон
©Владимир Ештокин

3. Андрей был посвящен в епископы острова Крит.

Тем временем в Константинополе произошел переворот, в результате которого императором стал еретик Филиппик. На Соборе 712 года власть силой заставила патриарха и епископов отказаться от решений VI Вселенского Собора. В числе подписавших решение этого лжесобора был и епископ Андрей, впоследствии горько сокрушавшийся о своей уступчивости.

Великий канон
©Владимир Ештокин

Церковный календарь соединил чтение канона Андрея Критского на пятой неделе Великого поста с днем памяти преподобной Марии Египетской, поэтому этих святых часто изображают на одной иконе. Церковь постановила читать жизнеописание Марии и канон в один день, так, чтобы призыв архиепископа к покаянию был проиллюстрирован наглядным примером. Пройдя путь от распутной женщины до святой, Мария стала ярким образом раскаявшейся и исправившей свою жизнь христианской души.

©Владимир Ештокин
©Владимир Ештокин

Полный текст канона Андрея Критского

0
0
Сохранить
Поделиться: