Источников света в храме много, и все они разные. Кроме очевидной функции — освещать пространство, они несут определенный смысл. В первую очередь свет в храме — образ небесного, Божественного Света. Поэтому светильники зажигаются в храме не тогда, когда темно, а во время особых моментов богослужения, чтобы подчеркнуть их важность.
В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.
Свеча
Светильник из воска или парафина с фитилем. В церковной практике — символ молитвы человека и его жертва Богу.
До IV века в христианской традиции практически не использовались. С V века употребление свечей стало нормой для церковного богослужения. Свечи бывают разной высоты и диаметра, иногда разного цвета (пасхальные или венчальные).
Свечи в храме
Свечи в храме — вклад в церковную жизнь. Раньше христиане приносили с собой хлеб, вино и елей (оливковое масло), необходимые для богослужения. Теперь же хлеб, вино, масло для лампад, облачения для священников, украшения для храма и остальные принадлежности покупаются на те деньги, которые мы жертвуем храму. Свеча — видимый знак этой жертвы.
Свеча: традиции
В Церкви иногда принято стоять с зажженными свечами в руках. Это происходит во время чтения Евангелия на таинстве Елеосвящения, крестных ходов на Пасху, на Великом каноне Андрея Критского, погребении Плащаницы Спасителя, панихиде по умершим.
Так мы выражаем скорбь или радость — в зависимости от службы.
Диаконская свеча
Церковная свеча, выносимая церковнослужителями или диаконами в руках во время богослужения: великого и малого входов, чтения Евангелия на литургии, во время каждений диаконом на всенощном бдении.
Иногда во время каждения диакон идет впереди священника с диаконской свечой, которая символизирует свет апостольской проповеди, предшествующей принятию веры во Христа среди народов.
Выносная свеча
Высокий напольный подсвечник для одной свечи, который выносит из алтаря пономарь в важные моменты богослужения, например малый и великий входы на литургии, чтение Евангелия.
Эта свеча означает свет Христовой проповеди.
Лампада
(греч. светильник)
Масляный светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле, жертвеннике и семисвечнике. Лампадами пользовались в христианской церкви всегда — это самый первый и древний светильник в Церкви. Лампада состоит из сосуда для масла, «поплавка» (крепления для фитиля) и самого фитиля. По нему масло поднимается вверх к пламени и поддерживает горение.
Семисвечник
Особый светильник из семи лампад. Находится в алтаре за престолом, напротив Горнего места. Семисвечник символизирует свет даров Святого Духа, которые даются верующим в семи таинствах Церкви.
Семисвечник упоминается еще в Ветхом Завете — он был принадлежностью скинии, позже — Иерусалимского храма. Сделать его повелел Господь Моисею: И сделай светильник из золота чистого (Исх 25:31).
Паникадило
Большой светильник, похожий на люстру. Со множеством свечей (или лампочек), свисающий из купола в центральной части храма. Паникадило зажигается в самые торжественные моменты богослужения и символизирует полноту Божественного света Небесного Царства, а также сияние ликов святых Небесной Церкви. Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники, но меньших размеров, они называются поликандилами.
Паникадило (хорос)
В Греции и на Афоне вокруг паникадила крепят хорос — металлический обруч на 4 цепях диаметром чуть меньше центрального купола храма, состоящий из звеньев, на которые ставят свечи разного размера.
Также к ним крепят небольшие иконы, подвешивают различные украшения (например, пасхальные яйца). По праздникам хорос и паникадило раскачивают в определенные моменты службы — это придает ей особую торжественность.
Дикирий
(греч. двухсвечник)
Подсвечник для двух свечей, принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям, две свечи соответствуют двум естествам Иисуса Христа. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся.
Трикирий
(греч. трехсвечник)
Подсвечник для трех свечей, принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям, три свечи соответствуют трем лицам Святой Троицы.
Подсвечник напольный
Высокая подставка для свечей, которую ставят в храме рядом с иконами, мощами и другими святынями. На них установлено множество чашек для свечей. Подсвечники бывают песочными — вместо чашек есть углубление с песком, в который ставят свечи.
Канун
(греч. искаж. установленный)
Прямоугольный напольный подсвечник в виде стола со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. На канун ставятся свечи об упокоении.
Церковный фонарь
Светильник для свечи под стеклом на древке. Фонарь несут впереди крестного хода как символ
Божественного Света, разрывающего мрак греховности.
Царь-фонарь
Богато украшенный фонарь высотой более 2 метров со свечами и слюдяным стеклом для крестных ходов изготовили в начале XVII века. Фонарь весит 160 кг — для его переноски нужно 8 человек. Это самый большой из всех известный выносных фонарей. Сохранившийся оригинал находится в Суздальском кремле в соборе Рождества Богородицы — с ним до сих пор совершаются крестные ходы вокруг храма.