Источников света в храме много, и все они разные. Кроме очевидной функции — освещать пространство, они несут определенный смысл. В первую очередь свет в храме — образ небесного, Божественного Света. Поэтому светильники зажигаются в храме не тогда, когда темно, а во время особых моментов богослужения, чтобы подчеркнуть их важность.

В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь. 

Свеча

Светильники в храме
Фото Владимира Ештокина

Светильник из воска или парафина с фитилем. В церковной практике — символ молитвы человека и его жертва Богу.

До IV века в христианской традиции практически не использовались. С V века употребление свечей стало нормой для церковного богослужения. Свечи бывают разной высоты и диаметра, иногда разного цвета (пасхальные или венчальные).

Свечи в храме

Светильники в храме
Фото Владимира Ештокина

Свечи в храме — вклад в церковную жизнь. Раньше христиане приносили с собой хлеб, вино и елей (оливковое масло), необходимые для богослужения. Теперь же хлеб, вино, масло для лампад, облачения для священников, украшения для храма и остальные принадлежности покупаются на те деньги, которые мы жертвуем храму. Свеча — видимый знак этой жертвы.

Свеча: традиции

Светильники в храме
Фото Владимира Ештокина

В Церкви иногда принято стоять с зажженными свечами в руках. Это происходит во время чтения Евангелия на таинстве Елеосвящения, крестных ходов на Пасху, на Великом каноне Андрея Критского, погребении Плащаницы Спасителя, панихиде по умершим.
Так мы выражаем скорбь или радость — в зависимости от службы.

Диаконская свеча

Церковная свеча, выносимая церковнослужителями или диаконами в руках во время богослужения: великого и малого входов, чтения Евангелия на литургии, во время каждений диаконом на всенощном бдении.

Иногда во время каждения диакон идет впереди священника с диаконской свечой, которая символизирует свет апостольской проповеди, предшествующей принятию веры во Христа среди народов.

Выносная свеча

Светильники в храме
Фото Юлии Маковейчук

Высокий напольный подсвечник для одной свечи, который выносит из алтаря пономарь в важные моменты богослужения, например малый и великий входы на литургии, чтение Евангелия.

Эта свеча означает свет Христовой проповеди.

Лампада
(греч. светильник)

Светильники в храме
Фото Владимира Ештокина

Масляный светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле, жертвеннике и семисвечнике. Лампадами пользовались в христианской церкви всегда — это самый первый и древний светильник в Церкви. Лампада состоит из сосуда для масла, «поплавка» (крепления для фитиля) и самого фитиля. По нему масло поднимается вверх к пламени и поддерживает горение.

Семисвечник

Светильники в храме
Фото Владимира Ештокина

Особый светильник из семи лампад. Находится в алтаре за престолом, напротив Горнего места. Семисвечник символизирует свет даров Святого Духа, которые даются верующим в семи таинствах Церкви.

Семисвечник упоминается еще в Ветхом Завете — он был принадлежностью скинии, позже — Иерусалимского храма. Сделать его повелел Господь Моисею: И сделай светильник из золота чистого (Исх 25:31).

Паникадило

Светильники в храме
Фото Владимира Ештокина

Большой светильник, похожий на люстру. Со множеством свечей (или лампочек), свисающий из купола в центральной части храма. Паникадило зажигается в самые торжественные моменты богослужения и символизирует полноту Божественного света Небесного Царства, а также сияние ликов святых Небесной Церкви. Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники, но меньших размеров, они называются поликандилами.

Паникадило (хорос)

Светильники в храме
Фото Владимира Ештокина

В Греции и на Афоне вокруг паникадила крепят хорос — металлический обруч на 4 цепях диаметром чуть меньше центрального купола храма, состоящий из звеньев, на которые ставят свечи разного размера.

Также к ним крепят небольшие иконы, подвешивают различные украшения (например, пасхальные яйца). По праздникам хорос и паникадило раскачивают в определенные моменты службы — это придает ей особую торжественность.

Дикирий
(греч. двухсвечник)

Светильники в храме
Фото Юлии Маковейчук

Подсвечник для двух свечей, принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям, две свечи соответствуют двум естествам Иисуса Христа. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся.

Трикирий
(греч. трехсвечник)

Светильники в храме
Фото Юлии Маковейчук

Подсвечник для трех свечей, принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям, три свечи соответствуют трем лицам Святой Троицы.

Подсвечник напольный

Высокая подставка для свечей, которую ставят в храме рядом с иконами, мощами и другими святынями. На них установлено множество чашек для свечей. Подсвечники бывают песочными — вместо чашек есть углубление с песком, в который ставят свечи.

Канун
(греч. искаж. установленный)

Прямоугольный напольный подсвечник в виде стола со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. На канун ставятся свечи об упокоении.

Церковный фонарь

Светильник для свечи под стеклом на древке. Фонарь несут впереди крестного хода как символ
Божественного Света, разрывающего мрак греховности.

Царь-фонарь

Богато украшенный фонарь высотой более 2 метров со свечами и слюдяным стеклом для крестных ходов изготовили в начале XVII века. Фонарь весит 160 кг — для его переноски нужно 8 человек. Это самый большой из всех известный выносных фонарей. Сохранившийся оригинал находится в Суздальском кремле в соборе Рождества Богородицы — с ним до сих пор совершаются крестные ходы вокруг храма.

Светильники в храме
0
1
Сохранить
Поделиться: