Семейное образование: почему я не отправил детей в школу и что из этого вышло

Наш постоянный автор Андрей Рогозянский, папа, обучающий своих детей дома, делится впечатлениями и выводами о возможностях, которые дает форма семейного образования. Это — частный опыт одной семьи. Мы понимаем, что тема семейного образования — предмет очень многих споров и обязательно продолжим ее в дальнейшем и уже сейчас с благодарностью прочтем мнения и рассказы о вашем опыте семейного обучения в комментариях под этой статьей.

Тема семейного образования для меня как родителя проста и привычна — из пятерых моих школьников только один ходил в класс на протяжении нескольких лет. Старшие сыновья давно отучились экстерном, получили аттестаты и поступили, продолжив свое образование (Санкт-Петербургские музыкальный колледж им. Н. А. Римского-Корсакова и Университет кино и телевидения). Две дочери в скором времени станут выпускницами, младшая, обучаясь также на дому, нынешним летом перешла в 3-й класс.

Результаты, слава Богу, радуют, так что учителя, ранее не имевшие опыта работы с экстернами и поначалу искренне не понимавшие, что это за семейное образование такое, стали выражать одобрение и поддержку. Они потихоньку вздыхают, проводя параллели со сверстниками и размышляя о своей нелегкой учительской доле. Иметь дело с коллективом из современных подростков — и впрямь, требует от педагога недюжинного терпения и напряжения сил.

 

О том, как войти в реку

Что побуждает маму и папу начать учить детей вне школы? Семейное образование объединяет разных родителей. Дома обучают детей приверженцы свободного воспитания и те, кто убежден: школа размывает консервативные ценности. Семейное образование — это и творчество, и твердость устоев одновременно. К нему естественным образом приходит тот, кто с сомнением относится к общественному мейнстриму. Сбережение детства и незаформализованный подход к развитию ребенка — вот главные ориентиры и цели.

Как в эту реку вошел я лично? Вспоминаю середину 1990-х и единственный, исключительный на то время пример в Петербурге борьбы за право самостоятельно учить детей. Моя близкая знакомая Валентина Петрова, мать пятерых детей, поставила целью добиться от ближайшей школы и руководства департамента образования разрешения на семейное обучение. И добилась, заставив себя уважать и выучив всех своих ребятишек на «отлично»!

А знаете, что значит дружная семья? Это — когда ты заходишь в дом, и все сразу собираются к гостю в прихожую. Один предлагает домашние тапочки, другой отправляется ставить чай и накрывать на стол.

Семья Петровых всегда выделялась своим дружным нравом. Светлые детские лица, живость в характерах, взаимопомощь. Поневоле я стал задумываться. Перед глазами были примеры других православных семей, в которых родители, казалось бы, также хотели воспитать детей правильно, но слишком уж много времени каждый находился вне дома и был занят своим: старшие – на работе, а дети – на уроках.

Сегодня я могу сказать с уверенностью: школьная среда конкурирует с семьёй за душу ребёнка. Хотим мы того или нет, между ними происходит как бы перетаскивание каната, невидимое, но вполне ощутимое. Тем, кому дороги семейные ценности, семейное обучение определенно стоит попробовать!

 

Педагогом быть обязан

Если линейно перенести рамку общеобразовательной школы на жизнь ученика-экстерна и его родителя, может показаться, что школа на дому — удел высоколобых умников и экспериментаторов, нечто вроде человека-оркестра или синхрофазотрона своими руками. Воображение рисует изнурительный марафон, в ходе которого родитель с частотой одного раза в сорок пять минут меняет обличья, от преподавания рисования до интегрального счисления и от ОБЖ до особенностей экономической географии государств Юго-Восточной Азии.

Это ошибочное мнение. Семейное образование практикуют совершенно обычные родители и дети. Желание и собранность при этом требуются больше, чем особые дарования.

Первый вопрос, обращаемый к нам: «Вы с женой, наверное, педагоги?» Да, у нашей мамы — диплом об окончании педвуза плюс вдобавок научная степень кандидата наук. Хотя, дело не в этом. Выучить детей на «отлично» может родитель, не имеющий высшего образования. А уж курс начальных классов осилит с ребенком практически каждый. Педагогический навык естественен для пап и мам. Любой из родителей для своих детей — природный учитель и педагог.

Особенно теперь дистанционное образование перестает быть экзотикой. При желании легко можно получить самую разную информацию. Специализированные порталы предлагают видеоуроки на любой класс и предмет, обсуждения на интернет-форумах «семейников» проясняют какие угодно нюансы. Сохранится ли в будущем школа в своем привычном виде, мы не знаем. Ясно, что роль школьного учебника и пересказа его содержания учителем в классе уже не столь велика. Возможности для самообразования ширятся с каждым днем.

 

Меньше да лучше

Одно из открытий, которые делает для себя родитель, решившись на семейное обучение: школьный курс относительно невелик. Сильный ученик почти не заметит времени, затраченного на учебу и ежегодные аттестации. Наши дети звезд с неба не хватают — им, увы, слабовато дается математическое, абстрактное мышление. И, несмотря на это, две трети предметов они могли бы сдавать в режиме «два класса за год». Вопрос, для чего? Вундеркинды, поступающие в ВУЗ в 12-летнем возрасте, с точки зрения педагогической пользы, — достижение весьма специфическое.

Организационно, в жизни общества школа высится этакой громадой. Однако аттестационные требования не содержат в себе ничего сверхъестественного. Особенно в пересчете на длиннейший одиннадцатилетний период, в который дитя плюшевым зайчиком переступает порог первого класса, а встает из-за парты 17-летним, созревшим молодым орлом. От занятий в таком необыкновенно обширном объеме можно было бы, честно говоря, ждать и более впечатляющих результатов.

Школа ужасно громоздка. 90% своих стараний она тратит на обустройство классно-урочного конвейера — оперирование большими ученическими массами, координацию, согласование, администрирование, бухгалтерию, безопасность, учет и контроль. Ненормальная скученность в классах по тридцати и более человек исключает индивидуальную работу.

Различие в способностях и показателях успеваемости разных детей вынуждает педагога устанавливать планку преподавания на уровне среднем и ниже среднего. Классно-урочная система — плод мучительного компромисса, напоминающего известную сказку о дюжине шапок, пошитых из одной овчины. Черепашьим шагом движется учебный процесс, дожидаясь, пока до самых слабых дойдет содержание прописных истин.

Экстернат — это распорядок, больше напоминающий занятия студента-вечерника или студента-заочника: самообразование, консультации, экзамен или контрольная. Загруженным выдается окончание учебного рода. Половина апреля и май в нашей семье — школьные месяцы, в остальное время освоение общеобразовательных предметов проходит как бы само собой, без особого напряжения.

 

Научить учиться

Сесть и сделать пять-семь уроков русского и по половине раздела географии и истории — это нормально, в самый раз! Новые темы наши дети разбирают без участия старших, исключение составляет лишь английский язык. Периодического просмотра родителя требуют проблемные дисциплины. Этот распорядок постепенно отлаживался у нас в первые годы, ведь для начала следует научить ребенка учиться.

На первых порах домашний ребенок слабо осознает необходимость ехать в чужое место и отвечать на вопросы строгой чужой тети. Но мало-помалу школьные правила игры проясняются. Благо, школы, работающие с экстернами, идут навстречу и предоставляют возможности консультаций и разовых посещений классных занятий в течение года — «сверки часов» родителей, ученика и учителя.

Дети-«семейники», как правило, бывают прекрасно подготовлены к первому классу: свободно читают, считают, пишут и пересказывают, имеют неплохую эрудицию, послушны, внимательны, старательны, собраны. Начало пути, таким образом, проходит на положительном фоне. Формальная сторона сведена к минимуму, школа не наваливается на ребенка всей своей массой, не вызывает стрессовых реакций (в психологии «стресс первого класса» — вполне утвердившееся понятие). Меньше отвлечений, срывов в баловство и дурачение. Ничто не мешает ребенку учиться!

Под конец второго класса он обычно уже входит в ритм, и взрослому не приходится корпеть, организовывая учебу «от и до». В многодетных семьях старшие дети, «эксперты», недавно только освоившие тот же курс, неплохо сопровождают младших и помогают им.

Наконец, наступает момент, когда взрослый замечает, что дети сами начинают ограничивать его участие в обучении. Вместо хождения под родительским оком они предпочитают разбирать материал самостоятельно и задавать отдельные вопросы. С этого момента мотор самообразования заработал, поздравляем!

 

Семейное означает превосходное

Но это полдела. Облегчив школьное бремя, мы получаем встречную проблему: чем занять детство? Частью чего, какого проекта подготовки к жизни, развития и воспитания таковое является? Мне приходилось встречать семьи, где детям внушалось пренебрежение к образованности, к мирской жизни, а между тем годы и дни протекали беспорядочно и не были заняты сколько-нибудь большим, важным делом. Семейное образование являлось путем наименьшего сопротивления, способом «откосить» от докучливой школы. Дети учились кое-как, скучали, бездельничали, впоследствии же получали от родителей смартфоны, компьютер и, подобно остальным сверстникам, «зависали» в сети.

Печальные примеры, заставляющие меня как родителя раз за разом анализировать собственные действия…

Конечно же, семейное должно означать превосходное, никак не иначе! Важен не сам по себе нешкольный статус ребенка, но практическая деятельность, осуществляемая в близком контакте с наставником, профессионалом и мастером своего дела. Это может быть спорт, может быть искусство, техническое творчество, подготовка к церковнослужению или привлечение к семейному бизнесу даже — почему нет?

 

Учиться тому, что станет делом всей жизни

У нас в семье главная образовательная миссия возложена на занятия музыкой. Если кто знает, как строится обучение классическому исполнительству, тот понимает разницу со схоластическим, отчужденным характером школьного обучения. Хороший музыкальный педагог воспитывает и развивает ребенка всем своим образом, манерой держаться, высоким настроем, своей преданностью музыке как делу и любви всей жизни. Классическая культура в отличие от других, более легких направлений и жанров, выделяется стройностью, выверенностью, дисциплиной, неприятием всякой поверхностной самодеятельности и дилетантизма. Это одна из наилучших основ для становления юной души во всех ее проявлениях, включая духовные и нравственные.

Одиннадцать лет до окончания школы — период жизни, в который большинство детей, к великому сожалению, монотонно «проходят» тему за темой (подобное обучение философ и учитель по профессии Василий Розанов (1856–1919) называл «уроками ботаники на дровяном складе»). А ведь время это может быть отдано поистине замечательным открытиям, прикосновению к гармонии, к истории культуры, работе над собой и стремлению вперед!

К старшим классам ученик общеобразовательной школы едва только начинает задумываться над тем, кем ему быть. Он слышал о многом, но мало что умеет, знает обо всем и ни о чем. Поверхностные прогулки-экскурсии в различные области знаний, — это слишком расточительный жест для цивилизации, которой известны пятнадцатилетние капитаны и фронтовые медсестры, победители спортивных состязаний и изобретатели, авторы бессмертных шедевров и мученики за веру.

 

Социальное против стадного

Беспокоятся, не навредит ли семейное образование социализации. Детей, которые учатся дома, представляют этакими угрюмыми молчунами и одиночками. Но это совершенно не так! В своих детях я нахожу потенциал любознательности, открытости, стремления к подлинному в отношениях, к познанию мира. Семейное образование на то и существует, чтобы детство смогло сохранять свои естественные черты.

Сложилось определенное недопонимание по поводу социальности. Странно бывает слышать, что молодой человек, воспитываемый по лекалам массовой культуры, захваченный подростковыми модами и поветриями, якобы соответствует социальным критериям и потребностям. Эгоизм и расслабленность, пошлость и стадность ни в коей мере не могут рассматриваться как общественно положительные явления!

Наши дети непохожие, они меньше склонны делать, как все вокруг. Возможно, что в будущей взрослой жизни они будут проигрывать в чём-то своим напористым сверстникам. Но если человек рос в дружном домашнем кругу, в тесном контакте с природой родного края, с лучшими культурными образцами и церковной традицией, если его обошли стороной голливудские блокбастеры и компьютерные «стрелялки», то с большей вероятностью из него выйдет хороший гражданин и коллега по работе, семьянин и родитель.

 

Стать семьей благодаря семейному обучению

Семейное образование — штучный товар. В перспективе образование на дому в России останется уделом немногих. Напомним, что в США экстерном учатся около 1,1 миллиона детей. Ассоциации хоумскулеров, активные, деятельные, охватывают всю территорию страны. «Выбор образовательных альтернатив» по отношению к государственной школе дискутируется в числе центральных тем на общенациональном уровне. Нашим «семейникам» подобного успеха не снилось.

Школа удобна. Для современности она играет ровно ту роль, которой не хватает семье, экономике, государству, политике. Это социальная технология, отлаженная и позволяющая родителям ходить на работу, детям быть занятыми, а политикам и правителям кроить нужным образом мировоззрение новых поколений.

Напротив, семейное образование — это не какое-нибудь отдельно взятое решение, но выбор всего направления жизни. Это то, что заставляет старших размышлять и искать, переустраивать себя самих. О нешкольной учебе детей не может идти речи, пока в доме не установлена положительная и плодотворная среда, пока нормой не стали тесные, дружеские отношения с родителем, самостоятельность и сотрудничество, настрой на получение конечного результата.

По крайней мере, один из супругов обязан посвятить себя семье и детям, отказавшись от карьеры и внешнего статуса, от беззаботного проведения досуга. Если не так, ребенок неминуемо будет скучать дома, чувствуя себя отделенным и обделенным общением, событиями, вниманием.

А что, если, в том и соль — чтобы домашней школе выступить заданием, позитивным вызовом, общим для всех? Дорогу осилит идущий, и самостоятельность и товарищество не берутся сами собой, из ниоткуда. Они зарождаются в самопреодолении и развитии. Это достойная награда за месяцы и годы совместного труда.

Семейное образование — поистине замечательная школа для мам и пап, повод к проявлению лучших качеств. Наша семья стала семьей, во многом благодаря семейному обучению. По прошествии времени мы с супругой убеждаемся в этом.

 

Читайте по теме:

Серия публикаций Ирины Лукьяновой про альтернативное образование:

Анскулинг и хоумскулинг

Почему родители бегут из школы?

Система ценностей

Очники-заочники

Семья — лучшая школа

 

На заставке фрагмент фото J. Michel (aka: Mitch) Carriere

РОГОЗЯНСКИЙ Андрей
рубрика: Авторы » Р »
Колумнист
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (18 votes, average: 4,61 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Нелли
    Июнь 28, 2017 15:15

    Есть у меня в друзьях воцерковленная многодетная семья. 6 детей, в д/сад никто не ходил, 4 школьников параллельно посещают музыкальную школу. Материально живут неплохо, имеется вся бытовая техника. У них даже в мыслях нет домашнего образования. Мама не работает, но и при организованном быте у неё не будет лишних часов и достаточного количества нервов на домашнее образование. Ей хватает забот с малышами, проверки домашнего задания, проверки занятий по музыке и хлопот по хозяйству. Среди более малодетных знакомых тоже нет желающих дать детям домашнее образование. И я не смогла бы мотивировать своих детей. Повторять по 100 раз на дню: «Садись за уроки» не хочу, а своей мотивации пока у них не замечаю. У нас с 5 класса химия/физика. Как я её объясню интересно и доходчиво? Какие у меня могут быть критерии оценки сочинения? Не хочу быть для детей Бабой Ягой. Меня вполне устраивает наша школа.

  • Владимир Гурболиков
    Июнь 28, 2017 15:44

    Да, спасибо! Мы как раз и настраиваемся и читателей призываем к тому, что тема дискуссионная, что очень хотим узнать, у кого какой опыт, какие мнения по проблеме.

  • Ольга
    Июнь 29, 2017 0:38

    У меня четверо детей, старшие погодки уже заканчивают школу, а младшие — ещё младенцы. Так вот, учитывая опыт старших, не отдала младших в сад, и предвкушаю с радостью семейное образование вместо школьного. Изучаю материалы Ирины Шамолиной, общаюсь с единственной мамой-семейником в нашем городке, вдохновляюсь и всё тверже убеждаюсь, что того стоит. Сама я учитель-словесник, правда, с небольшим стажем работы в школе. Нет, в школу ни я не вернусь, ни детей туда не отдам. Не хочу, чтобы их радость от познания мира потухла в первом же классе. Очень больно на это смотреть. И, кстати, отвечая на предыдущий комментарий, приведу мнение Ирины о том, что если ребёнок успел походить в школу, то ему неизбежно нужно будет пройти через этап «расшколивания». Оттуда и нежелание учиться, и мама — Баба Яга. Если же он не успел попасть в систему, то не происходит такого отторжения.

  • Андрей
    Июнь 29, 2017 1:30

    У меня опыт следующий. Я сына перевел в специализированную школу творчества, так как он неплохо рисовал. И думал, что это хорошо. Следующих двоих мальчиков отдал в православную школу, там все как надо,- молитвы, посты, Богослужения,- лучше не придумать. Старший сходил в армию, по собственному желанию, вернулся героем, служил в Севастополе! Надо высшее образование получать. А он не хочет ходить, сидеть где-то. Я хочу работать!! Жениться!! Что ж, иди работать, а учиться пришлось дистанционно-удаленно, да еще и на юриста). Тяжело дается такое художнику)) Так и выдал мне гугл дистанционное образование не только высшее, но и школу. Позвонил, почитал, записался на тест. Включаем скайп. Напротив моего пятиклассника,- круглого православного отличника, специалист, милая девушка, задает простые вопросы типа назови времена года, а теперь в обратном порядке, домашние животные, ерунду какую-то одним словом. Для него это легкотня же! Однако, на 5-й минуте ниочемной беседы мой суперотличниксын начал тормозить…. э-э-э, м-м-м, ну-у-у. Точно такая же картина со вторым. С ним просто беседовали как это и возможно со второклашкой. И точь в точь, на пятой минуте, бах,- ступор. Крутит глазами,- слева папа, справа мама,- подскажите родные мои.. У меня холодный пот. Неужели не возьмут, они отличники, а что тогда было бы с другими, которые на тройки учатся, которым мои помогают делать домашку!??? Мысли как тараканы разбегаются во все стороны.
    Пауза в несколько секунд.. Девушку меняет другая женщина посолиднее. Динамик в мониторе говорит: «Что ж, мальчики хорошие, пусть попробуют. Можете взять пробную версию, решить на их выбор несколько заданий. И милости просим.» Я подключаюсь, подлезаю под видеокамеру, чтобы меня она видела и спрашиваю: «А у вас тоже будут заставлять поверить, что мой сын произошел от обезьяны?..)) Ведь он, как и я, произошел от своих папы и мамы!!» Она не моргнув сразу говорит, что теория Дарвина изучается во всех школах согласно Государственной программе, однако, ознакомиться с другими теориями они смогут и сами, благо дистанционное обучение подразумевает наличие компьютера и интернета. А там, как вы вероятно знаете, есть все или почти все.» Я спрашиваю, а почему они на пятой минуте, как сговорившись, впадают в ступор? Отвечает девушка интервьюер: «Вероятно, что в классе было 5-7 учеников. Так на одного приходится 5-8 минут в среднем внимания учителя, а так как мальчики неглупенькие у вас, то больше внимание отдают другим.»
    Я позже переосмыслил за чаем с женой что это значит. Урок 40минут. 5 уроков допустим. 200минут. Плюс перемены-перерывы, обед. Из них мой сын во внимании суммарно 5ю5 — 25 минут. А если повезло и не спросили, то и меньше. Как это мило! Минут 15-20 трудится, а выглядит как три-четыре часа!! То есть, господа присяжные заседатели, нетрудно было еще в детстве предвидеть, что с таким успехом наш мальчик- мужчина приучится отдавать знания лишь на 30-40 минут за рабочий день! Это ж он у меня вундеркинд!! Это же ему будут как платить! Все вкалывают без продыху 6-8 часов, а он включился на 5 минут в час и дело в шляпе! Семья накормлена, государство в космосе, жена в мехах! А те, что по 30 человек в классе в общей школе что? .. И я теперь уже в ступор впал. И вправду… а они что? Они смогут включаться на минуту в час? На две?? Сколько внимания отдаст униженный учитель за «ставку», за зряплату пятерышнику? Ему же и так помогут родители вечером, еще наймут репетитора, чтобы не скатился. Не зря же говорят, что отличники идут работать к троечникам….
    Я пошел в нашу частную, платную, прекрасную, теплую, пахнет пирожками с капустой, милый вахтер, действительно от души прекрасную школу! И взял интервью у старших, младших… у учителя… Боже мой! Опять те же 3-5минут. Задаю простые вопросы — что ели, что проходили, какой сегодня день недели…
    Потом еще литры чая, терзания и сомнения. Никто не понимает. Не у кого спросить. Один единственный вопрос у всех: «А как же социализация?» Залез в гугл. И прочитал что это такое. Все, баста! Решение принято. Бог с ними, а правда с нами!
    И вот, детям не надо вставать в темноту, идти куда-то, чтобы включиться на 5 минут в час. Он проснулся, потянулся, попил, поел что Бог послал в виде мамы, сел и через час, два ответил, переписал и отправил неведомому учителю в интернете свои ответы и вот мама кормит супом, а он сам читает Отче наш. И идет собирать конструктор или рисовать или …
    Через три класса, на 50 лет юбилее они оба сидят справа и слева у умнейшего агронома, ветеринара, садовода и неотрываясь! беседуют с ним поочереди больше часа. И говорит мне потом уважаемый здесь всеми человек: «Хорошая школа у них, такие любознательные, столько знают о растениях, о животном мире, о философии..! Это у вас в Питере такие школы?» Да нет, говорю я, это в Нижегородском Дзержинске. По интернету) Он- А…. Понятно. У нас такого нет(( А я говорю- почему нет? У вас интернет есть? Он- есть. Ну и вот, значит гугл-яндекс есть? Он-есть. Ну и вот, там они это все и вычитали-высмотрели. Он- А как это высмотрели? Я- в Ютубе!)) Слыхали про такое чудо-юдо? Он замолчал.. Видно не слыхал.
    Теперь я уверен, что мои мальчики смогут трудиться в режиме 45 минут через 15минут отдыха легко и просто. Сомнений быть не может, моя дочь не пойдет вручать цветы в первом классе «чужой тете» в этом году, она за полчасика разберется с заданиями, которые оказывается не сложные совсем, на среднего-среднего ученика, на телевизоре красивая, причесанная тетя,- победитель всевозможных конкурсов учителей, а потом и дядя умный-умный, не меньший чемпион, расскажет с блеском в глазах алгебру, а еще через пару классов она будет описывать в задании не корову и собаку, а варана, редкий экземпляр, заключенный в Красную книгу, да тропического комара, укус которого может быть смертельным. А отвечая в 9-м классе на «смешные» вопросы ОБЖ, скажет, мол, лучше бы спросили в какой исторический момент быть хорошим наемным работником стало надежней, чем быть хорошим рабом у хорошего хозяина? И кому это было да и сейчас выгодно(!), поставив меня в тупик.. И я спрошу сам,- А что, разве это не так? Это кому-то выгодно? И с чего ты взяла? А мой ребенок, взмахнув рученкой на ноут (что будет через 9лет с ноутами??)), ответит что наши предки такого наворотили, что лучше тебе и не знать. Это вам такое в школе преподают?,- спрошу я, повышая голос. Гугл, скажет мне милое мое чадо, интернет. Пойдем-ка, лучше я тебе чайку заварю настоящего, разнотравье: Иван-чай, гвоздика, мята и ромашка. Вот будет тебе удовольствие!! И всем вам, дорогие мои, кто дочитал, всего-всего довольствия от жизни и от ваших детей. С любовью, р.б. Андрей.

  • Ксения
    Июнь 30, 2017 8:50

    Очень важная тема! сама не любила ни детский сад ни школу, только потому, что было неинтересно! Хотя воспитателей и учителей помню, уважаю и люблю. Мне с ними везло ))) Слава Богу! В мое время не было интернета, но и домашнего образования получить тоже было нельзя по многим причинам. Но для своих детей я хочу именно этого. Муж тоже не против. А бояться стать «Бабой Ягой»… для меня странно. Кто лучше сможет объяснить ребенку простые истины как ни мама с папой? Что касается химии и физики. Считаю не обязательно быть родителем с высшими образованиями, в конце концов никто не мешает учиться этим предметам вместе с детьми!
    Сейчас от многих родителей, чьи дети в школу ходят, столько негатива по поводу сложности (!) программы. Очень хочется сказать им, чтобы нашли время на своего ребенка и вместе почитали материал и разобрались. Нет там ничего сверхсложного! Элементарные задания на логику у современных родителей вызывают истерику и возмущение. Не хочу, чтобы мои дети учились с теми, чьи родители так реагируют. А с Божьей помощью надеюсь и верю вырастить из них хороших людей. Спасибо «Фома», что подняли эту тему. Слежу за ней ))))

  • Екатерина
    Июль 1, 2017 12:58

    Моему сыну 8 лет, пераый класс он учился на заочной форме. И это было непросто. На словах статьи » домашние дети хорошо подготовлены к школе» у меня начал дергаться глаз… Очень уж все разные. Мой сын, например, дислексик, и чтение и письмо ему до сих пор дается очень тяжело. И это, действительно, очень спорно — с одной стороны СО для родителя это вызов совершенствоваться, развивать терпение и изобретательность. Но » посвятить себя семье» совсем не просто, я за этот год поняла, что не готова часами сидеть и читать с сыном, у меня еще две младшие дочки, и свои интересы в жизни, без которых чахну. Моя проблема, конечно, в трудностях сына, давалось бы ему легко хотя бы чтение, я могла бы гордиться его успехами. А посвятить себя ему и с такими более чем скромными успехами, это ежедневное ощущение себя последним неудачником… Это тяжело.

  • Анна
    Июль 1, 2017 15:26

    Домашнее обучение для единичных детей, и единичных родителей. Что обсуждать, кто хочет и может — переходят на домашнее обучение. Про успех домашнего обучения приходилось только читать статьи, а знаю реальные семьи, в которых по состоянию здоровья ребенка пришлось перейти на домашнее обучение. Результат только печальный! Увы!!!

  • Мария
    Июль 5, 2017 21:33

    Мы на семейном обучении уже 1,5 года, дочь успешно сдала аттестацию и перешла в 5 класс. Читаю подобные статьи с интересом, но понимаю, что познать что такое семейное обучение можно лишь попробовав. У всех свои мотивы и причины. Точно так же как и свои пути и способы реализации СО. Мы прикреплены к школе в другом регионе, сдаем аттестацию по всем предметам раз в год. С дочкой занимаюсь я и репетиторы по отдельным предметам (английский, музыка — блокфлейта). У нас всё ещё период расшколивания, но уже появился интерес к получению новых знаний. На данный момент времени данная форма обучения нас абсолютно всем устраивает!

  • Анна
    Июль 10, 2017 11:44

    Ой, как интересно, Мария! А не поделитесь советом, как на 28 тысяч семейного бюджета (семья 4 человека) нанять репетиторов по отдельным предметам? Я бы своих детей сразу перевела на семейное обучение, с удовольствием! А у кого бюджет еще меньше? Раскройте секрет вашего успеха?

  • Аня
    Июль 10, 2017 11:45

    Ой, как интересно, Мария! А не поделитесь советом, как на 28 тысяч семейного бюджета (семья 4 человека) нанять репетиторов по отдельным предметам? Я бы своих детей сразу перевела на семейное обучение, с удовольствием! А у кого бюджет еще меньше? Раскройте секрет вашего успеха?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.