Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград"
«Слава Тебе, показавшему нам Свет!» — эта молитва, звучащая на утрени, как нельзя более точно передает душевный трепет, который испытывает христианин, когда первые лучи утреннего света, проникающие в храм, подвигают ум к созерцанию Бога: «Во свете Твоем узрим свет!»
Горящая лампада или зажженная свеча с первохристианских времен служили метафорой души, обращенной к Богу. В евангельской притче разумные девы ожидают прихода Христа-Жениха с возжженными светильниками, которые символизируют их горящие пламенем Любви души, готовые войти в сияние Божественного Света. Освещение христианских храмов издревле состояло из постоянно горящих, неугасимых светильников, освещающих наиболее важные с литургической точки зрения зоны в храме — алтарь, алтарную преграду, купол и служащих знаком непрекращающейся молитвы. С помощью неугасимых лампад или подсвечников выделялись и наиболее почитаемые иконы.
В Архангельском соборе Московского Кремля, великокняжеской усыпальнице, неугасимые свечи стояли при княжеских надгробиях, знаменуя, по словам летописцев, живую молитвенную память о предках. Сегодня, когда наши церкви освещаются электрическим светом, для нас по-прежнему важно затеплить в храме свою свечу. Правда иногда, к сожалению, любимый нами живой огонь наносит непоправимый вред фрескам и иконам. Так, по свидетельству историков, росписи кремлевских соборов каждые десять-пятнадцать лет заново переписывали, потому что они полностью покрывались копотью. Поэтому важно, чтобы в церквях крайне внимательно относились к определению мест для подсвечников.