Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте «Диалог с атеистами: православные аргументы».

Откуда мы вообще знаем, что Христос воскрес?

Мы знаем о Воскресении Христа примерно таким же образом, как мы знаем о дуэли Пушкина и Дантеса — из воспоминаний людей, которые при этом присутствовали, из того влияния, которое это событие оказало на современников и потомков. Мы знаем о Воскресении из воспоминаний Апостолов, которые вошли в Новый Завет.

Но если я не верю в то, что Новый Завет — это слово Божие, почему я должен верить тому, что там написано?

Давайте подойдем к Новому Завету просто как к сборнику текстов, которые написаны определенными людьми в определенное время и отражают их взгляды — как к нему подходят историки. Что мы можем знать наверняка?

1. Иисус был распят на Кресте

Об этом говорит как Новый Завет, так и нехристианские источники — некоторых из которых мы цитировали в прошлый раз, говоря об исторической реальности Иисуса.

Факт распятия упоминается во всех четырех Евангелиях, в деяниях, в посланиях и вообще занимает чрезвычайно важное место в Новом Завете — и стоит отметить, что он очень хорошо соответствует так называемому «критерию неудобства». Под этот критерий подпадают те новозаветные свидетельства, которые не могут быть измышлены ранней Церковью из-за их крайнего неудобства для ее проповеди среди иудеев и язычников. То, что главная фигура новой религии, ее Бог и Спаситель, умер на кресте позорной и мучительной смертью, как приговоренный преступник, было, по выражению Апостола Павла, «для иудеев соблазном, для эллинов безумием». В наши дни атеисты иногда насмехаются, говоря, что если бы Иисус был предан какой-то другой смерти, христиане носили бы на шее маленькие виселицы или электрические стулья. Они сами не понимают, насколько глубокую вещь они говорят — для античного мира поклоняться Распятому было полным абсурдом. То, что христиане поклоняются Распятому, было предметом постоянных насмешек и крайнего презрения со стороны язычников. Церковь не имела бы причины придумывать, что Христос был распят — если бы это было не так.

2. После Его смерти, ученики стали проявлять глубокую уверенность, что Он воскрес и они Его видели

Они не только заявляли об этом, но и пережили глубокое личное преображение — из людей глубоко подавленных и сломленных страшной смертью учителя, они превратились в бесстрашных проповедников вести о Его воскресении, они упорно провозглашали эту весть перед лицом гонений и смерти.

Конечно, не все исследователи Нового Завета верят, что Иисус действительно воскрес из мертвых — среди них немало неверующих. Но никто не сомневается, что ученики горячо верили в Его воскресение — и именно на этой вере и возникла Церковь.

Святой Апостол Павел пишет в своем послании к Коринфянам:

«Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1 Кор 15:1-9).

Мы видим, что здесь он ссылается на сотни свидетелей, которые еще в живых на момент написания послания, и говорит о вере в Воскресение как о том, что объединяет всех лидеров ранней Церкви.

Все четыре Евангелия говорят о Воскресении, и именно Воскресение находится в центре Деяний и Посланий Апостольских.

А не могло ли возвещение о Воскресении быть просто обманом?

Теории, которые пытаются объяснить Воскресение обманом, носят общее название «теории заговора» — но слабости у них тоже общие. Заговор предполагает мотив — люди составляют заговоры, чтобы приобрести власть, деньги, отомстить врагам и т. д. Каков мог быть мотив Апостолов? Они не приобрели ничего — кроме гонений, преследований, и, наконец, смерти. Вторая проблема — заговоры способны сохраняться в тайне ровно настолько, насколько тайну может хранить их самый слабый участник. Достаточно одному из посвященных в тайну сломаться — и весь заговор рухнет. А Апостолы немедленно столкнулись с очень жестким давлением. Вспомним слова первосвященника, которые он говорит от имени Синедриона: «не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека» (Деян 5:28). В самом деле, если Иисус — долгожданный Мессия, то Синедрион отправил на смерть Мессию — и это очень взрывоопасная ситуация.

Против предполагаемой фальсификации данных говорит и то обстоятельство, что в Евангелиях первыми Воскресшего встречают женщины. Это удивительное свидетельство подлинности Евангелия. Как пишет выдающийся современный библеист епископ Том Райт, «Нравится нам это или нет, в античном мире женщины не считались надежными свидетелями. Когда у христиан появилось время создать готовую формулировку, которую приводит Павел в 1 Кор 15, они тихо исключили оттуда женщин, которые здесь совершенно невыгодны с точки зрения апологетики. Но в евангельских рассказах они играют и главные, и второстепенные роли, это — первые очевидцы, первые апостолы. Такое нельзя придумать. Если бы традиция началась со свидетелей — мужчин (что мы видим в 1 Кор 15), никто, переписывая ее, не стал бы включать туда женщин. Но все Евангелия говорят именно о женщинах» (Том Райт, «Главная Тайна Библии»).

Но из того, что Апостолы верили в то, что Иисус воскрес, еще никак не следует, что Воскресение действительно произошло — люди верят в самые странные вещи!

Действительно, люди верят в самые странные вещи — а иногда готовы и умереть за них. Готовность умереть за свою веру еще не доказывает, что человек прав — она только доказывает, что он искренен. Однако ситуация Апостолов принципиально отличается от ситуации мучеников последующих поколений. Апостолы терпели преследования и умирали не за учение, преподанное им кем-то еще — а за свидетельство о том, что они непосредственно пережили. Если христианский мученик умирает со словами «я верю, что Христос воскрес» — мы понимаем, что он действительно верит. Когда человек умирает со словами «я видел Воскресшего» — нам остается только поверить, что он Его действительно видел.

2
0
Сохранить
Поделиться: