ЛукьяноваОтчего родители забирают детей из массовой школы или сразу, когда ребенку приходит время идти в первый класс, задумываются об альтернативах традиционной школе с ее классно-урочной системой?

Я опросила около пятидесяти родителей детей разного возраста, которые получают или уже получили образование в альтернативных школах (любых школах, непохожих на традиционную массовую школу) или в альтернативной форме.

Закон об образовании допускает такие формы получения образования, как очное, заочное, очно-заочное, семейное, самообразование, а также сочетание этих форм (ст.17, п. 2-4).

Кроме этого, закон разрешает учиться по индивидуальному плану (ст. 34). Как правило, родители выбирают для своих детей что-то из этого набора вариантов.

Почему?

В числе главных мои респонденты назвали несколько причин. Часть из них связана с убеждениями родителей. Это прежде всего:

— семейные ценности, которые хотелось бы передать детям;

— стремление сделать обучение комфортным и ненасильственным, следовать за природной тягой ребенка к познанию, вырастить естественную мотивацию к обучению;

Часть причин связана с особенностями ребенка:

— особые интересы (ребенок-музыкант, ребенок-шахматист, ребенок-математик, ребенок, увлеченный военным делом) и иногда необходимость выстраивать обучение с учетом его основных занятий;

— особенности поведения (ребенок импульсивный, взрывной, обидчивый, нервный, тревожный, психологически незрелый);

— проблемы здоровья (ребенок-инвалид, часто болеющий ребенок, ребенок с отставанием развития).

И еще часть связана с типичными проблемами массовой школы:

— недовольство школьной программой (ребенку ее мало или, наоборот, он не справляется с ней);

— недовольство качеством преподавания и стремление дать ребенку глубокие, систематизированные знания, в том числе за пределами школьной программы

— школьная дезадаптация (шок, полученный из-за школьной травли или непедагогичного поведения учителя; конфликты с учителями; резкое снижение мотивации; хроническая неуспеваемость; депрессия, тревожность и тому подобное);

— усталость ребенка от школьного режима (ранний подъем, позднее возвращение, неэффективность уроков, много домашней работы, утомление от шума, невозможность отдохнуть в течение дня, психологическое перенапряжение).

lukjanova_2_2_Makovejchuk

Получается, большинство родителей ищет школу или форму обучения, которая учитывала бы индивидуальные особенности ребенка, позволяла бы ему учиться с собственной скоростью, по собственному плану, сохраняла и стимулировала бы интерес к обучению.

Иногда родители — принципиальные противники школы как таковой и считают обучение детей в семье нормальным и естественным. Иногда родители не против школы, но ищут доброжелательную, семейную атмосферу, индивидуальное внимание к каждому из детей, воспитание в определенной системе ценностей, психологический и физиологический комфорт.

Как правило, альтернативы тесно связаны с тем, чего родители ищут и что для них главное. Кто-то выбирает православную школу, кто-то отдает ребенка в кадетский корпус, кто-то считает самым удачным вариантом частную школу.

Фото Bradshow
Фото Bradshow

Частные школы, как и государственные, очень разные: консервативные и либеральные, строгие и мягкие; одни нацелены на помощь отстающим и проблемным ученикам, другие — на дополнительную подготовку сильных учеников к поступлению в лучшие вузы. В целом же — давно замечено, что в каждой стране частные школы компенсируют то, чего не дают государственные. Скажем, если государственные школы нацелены на работу с отстающими, с учениками из неблагополучных семей, если стремятся к равенству образовательных возможностей, то среди частных — много сильных школ для детей из состоятельных семей. Если государственные школы делают ставку на сильных учащихся, ориентируются на результаты выпускных экзаменов — то частные школы помогают тем, кто не справляется. В России частные школы прежде всего компенсируют недостаток индивидуального внимания к ребенку, особенно к ребенку, которому по каким-то причинам плохо в массовой школе.

Однако эта альтернатива далеко не всем по карману. Тем не менее, спектр альтернатив моих респондентов очень широк: это и православные школы, и кадетские корпуса, и семейное обучение, и очно-заочное обучение, и еще множество вариантов, у каждого из которых — свои сильные стороны и свои проблемы.

Читайте также:

Что нужно знать про альтернативное образование в школе. Часть 1: Анскулинг и хоумскулинг

0
0
Сохранить
Поделиться: