С XVII века в России известен обряд «шествия на осляти». Его совершали в Вербное воскресенье, вспоминая, как Христос въехал в ворота Иерусалима на ослике накануне событий Страстной седмицы. Вот так, кротко и смиренно, Спаситель появился в столице Израиля, люди же встречали Его с царскими почестями — устилали путь пальмовыми ветвями, бросали свои одежды под копыта ослика.
В середине XVII столетия, во время патриаршества Никона и царствования Алексея Михайловича, обряд «шествия на осляти» совершался особенно пышно. Шествие начиналось от Царской площади у собора Василия Блаженного. Там патриарх и царь облачались в богато украшенные одежды.
На Лобном месте православному люду раздавали вербы. Иногда — даже пальмовые ветви, из привозили специально из Персии. Потом, как сообщают письменные источники, царь спешивался, брал в руки красный повод и вел лощадь, на которой сидел патриарх. Так они шли в Кремль.
Впереди ехала повозка, запряженная лошадьми в расшитых попонах. На ней стояли увешанные цветами и плодами искусственные деревья. На ветвях деревьев сидели дети в костюмах ангелов.
Впереди царя шли стольники, а окружали его бояре, окольничие и думные дворяне. Сидящий на лошади патриарх осенял народ крестом. Следом за ним шествовали священнослужители. Когда процессия приближалась к Спасским воротам Кремля, по всей Москве начинал звучать колокольный звон.
Этот обычай упразднили в период правления Петра I, так как император считал унизительным для царской особы вести лошадь, на которой сидит патриарх.
Рекомендовано для использования на уроках ОПК.