Неосмысленное православие

Мы, православные, любим говорить, что Церковь наша стремительно молодеет, что молодежи в храмах все больше и больше. Но реальность отнюдь не столь радужна: число «сочувствующих» действительно растет стремительно, а вот число всерьез воцерковившихся молодых людей до сих пор не так уж и велико. Такое положение представляет собой серьезную церковную проблему, решать которую должны совместно как сами молодые люди, так и те, кто ведет их к храму.

Но для начала проблему эту нужно понять и найти ее корни.

На пути в Церковь молодого человека ждут три основные ловушки. Одна поджидает тех, кто видит священников на рок-концертах и называет Православие своим вероисповеданием в интернет-анкетах. Порой им начинает казаться, что этого достаточно: считать себя православным, публично поддерживать какие-то церковные начинания… Эти люди и составляют тот фантастический процент наших граждан, которые на вопрос о вероисповедании искренне отвечают: «Православие». Однако при этом они почти не бывают в храме, совсем ничего не знают о Церкви, о ее учении и истории, будучи уверены, что такое положение дел нормально, и даже не видят тех сторон духовной жизни (в первую очередь — молитвенную ее составляющую), которых они лишены.

В другую, более сложную и хитрую ловушку попадают уже те, кто регулярно ходит в храм, участвует в приходской жизни и работе молодежных организаций. Кажется, что эти люди — костяк православной молодежи, опора Церкви. Но священники сетуют, что вера никак не меняет жизнь молодых прихожан, для которых в порядке вещей остаются светские привычки, совершенно порою несовместимые с христианским образом жизни. Да и причащаются они не часто, а исповедуются весьма формально. Церковь для них — нечто вроде «тусовки», некая «православная субкультура», но вовсе не то место, где человек учится жить по-иному.

Третья ловушка — для тех, кто вырос в православных семьях, но, освободившись от опеки родителей, сам поспешил бежать «от православного гнета» и при первой же возможности перестал ходить в храм.

Как же избежать этих ловушек? Что нужно сделать, чтобы молодой человек оставался в храме, нашел себя в Православии? И как вообще может такое случиться, что многие из молодых людей просто не видят в христианстве его красоты и истинного значения?

Споры об этом идут в Церкви постоянно. Одни уверены, что священники слишком много запрещают молодым людям, другие, напротив, упрекают миссионеров в излишней гибкости, приводящей к тому, что человек считает себя православным, не будучи таковым. Но главная проблема на самом деле в другом.

Все просто: мы нередко забываем объяснить молодым людям, зачем им нужны все эти «нельзя» и «можно» из уст людей, облаченных в рясы. Обсуждая то церковные запреты, то величие христианской культуры, мы нередко забываем о Христе. А ведь это не просто стержень и единственный смысл церковного служения — это еще и ключ к ответам на все остальные вопросы. Без Христа понять Церковь невозможно. И даже если молодой человек приходит в храм, увлеченный ли древнерусской иконой, в поисках ли ответов на личные вопросы или просто за утешением, то очень быстро Церковь начинает казаться ему бессмысленной, если он не получает здесь главного, ради чего она существует.

В этом — основная проблема современного миссионерства. Мы научились говорить с молодежью, но до сих пор не всегда знаем, как правильно ей проповедовать Христа. О том, сколь важна эта проблема, говорит и то, что вновь избранный Патриарх обозначил именно ее как первоочередную. Она же тянет за собой целый ряд других, смежных, но не менее важных проблем. К примеру, отдельного разговора заслуживает система духовного образования: выпускники семинарий должны стать проповедниками и пастырями, способными дать ответы на вопросы своих молодых прихожан, а не просто требоисполнителями, отвечающими на любой сложный вопрос о церковной жизни коротким и безапелляционным: «Так надо!». Научиться же этому можно лишь разобрав собственные ошибки.

Тема этого номера включает в себя предельно откровенный рассказ человека, не нашедшего себя в Церкви, и такие же откровенные и честные попытки людей Церкви разобрать свои ошибки, и это — еще один шаг к тому, чтобы мы научились не просто завлекать молодежь разговорами на абстрактные темы, но рассказывать ей о Христе, показывать Православие как живую веру современного человека.

Ведь у Церкви действительно есть великое сокровище, и нам лишь осталось научиться отдавать его людям, а не растрачивать попусту.

Смотрите также:

Дорога от храма

Религия молодых

Не свои собственные дети

Опасность церковного одиночества

Редакция
рубрика: Авторы » Р »

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.