«На одном из приемов в Георгиевском зале, посвященном полету Гагарина, Хрущев спросил Юру, не видел ли он в космосе Бога. Тот, заметив, что Хрущев спрашивает шутя, возьми да и ответь: “Видел”. Хрущев посерьезнел и сказал: “Никому об этом не говори”».

Алексей Архипович Леонов, космонавт, из интервью журналу «Фома» (№ 36, апрель 2006 г.)

Ни для кого не секрет, что с самого начала космической эры сам факт покорения человеком вселенной рассматривался в нашей стране как орудие антирелигиозной пропаганды. Высшим выражением и успехом этой кампании стало вошедшее в поговорку «Гагарин летал — Бога не видал».

Ракета устремлена в светлое будущее, а темный и душный храм — памятник прошлого, из которого человечеству посчастливилось, наконец, выбраться. Эти два символа противопоставлялись в агитках, утверждавших, что с наступлением космической эпохи религия в кратчайшие сроки тихо скончается на задворках мировой истории.

Однако в реальности всё получилось совершенно иначе. И дело тут вовсе не в построенном на территории Звездного городка храме, не в иконах, которые космонавты сегодня берут с собой на орбиту, и не в батюшках, кропящих святой водой ракеты на космодроме перед стартом.

Не теперь, в годы более чем лояльного отношения к религии, а еще тогда, с самого начала, идея сделать космическую тему средством атеистической пропаганды оказалась провальной.

Свидетельств совершенно нелинейного отношения к вере и религии среди первых покорителей космоса весьма много. Кто-то сам написал об этом в воспоминаниях, о ком-то рассказали друзья и близкие.

Нам бы меньше всего хотелось сегодня поставить всё с ног на голову, как это часто бывает у пропагандистов. После утверждений о стопроцентном атеизме космонавтов мы вовсе не хотим утверждать, что все они были исключительно церковными людьми. Так просто ничего никогда не бывает, правда всегда сложнее.

В данном случае она заключается в том, что не все покорители космоса (летчики, инженеры) — воцерковленные православные христиане, многие искали и ищут веру до сих пор. Но вовсе не железобетонная убежденность в диалектическом материализме составляла и составляет взгляды большинства строителей космической отрасли.

Что приводит к вере космонавтов, конструкторов, ученых? В этом мы и попытаемся разобраться накануне 50-летия первого полета человека в космос.

КОСМОС КАК ДОРОГА К БОГУ

Восход солнца на орбите. Фото Юрия Лончакова

В Теме апрельского номера под названием "Вера космонавтов" также читайте:

- стенограмма речи Юрия Гагарина с оценкой сноса Храма Христа Спасителя (текст комментирует Алексей Леонов).

- обращение Святейшего Патриарха Кирилла к прихожанам Спасо-Преображенского храма в Звёздном Городке и сотрудникам Научно-исследовательского центра подготовки космонавтов.

- интервью с настоятелем храма в Звездном городке и духовником космонавтов игуменом Иовом (Талацем) о том, для чего на самом деле следует познавать Вселенную и почему Бог не пускает нас к звездам.

- воспоминание-размышление мэра Звёздного городка Николая Рыбкина о том, как происходило и происходит воцерковление людей, связавших свою жизнь с космической тематикой.

- рассказ о том, как работа над оптикой космических аппаратов подтолкнула академика Бориса Раушенбаха к изучению пространства иконы и математическим моделям, объясняющим Троичность Бога.

На заставке фрагмент фото Phuket@photographer.net

0
0
Сохранить
Поделиться: