Вопрос читателя:
Здравствуйте. Вопрос о деятельном покаянии и о социальных последствиях покаяния.
По вере нашей для прощения грехов Богом человек должен искренне раскаяться и приложить все усилия, чтобы не совершать греховного и впредь. Это понятно. Но непонятны социальные последствия раскаяния.
Приведу примеры:
Рэкетир в 90-е «отжимал» бизнес, убил конкурента или «непослушного» бизнесмена, разбогател, раскаялся, даже, возможно, построил Храм и воцерковился. При этом деньгами, полученными грехом или на их основе в дальнейшем заработанными, продолжает пользоваться. И никак не думает о необходимости стать нищим, раздать все имущество для искреннего покаяния или найти престарелых родителей, осиротевшую жену и детей убитого, и все им вернуть вчетверо (как Закхей мытарь).
Или:
Будучи в браке и с двумя детьми мужчина в результате прелюбодеяния ушел из семьи, родил с прелюбодеицей общего ребенка, женился повторно, раскаялся, ходит в церковь (оба). Но. Не ушел из второй семьи в первую после покаяния (продолжает жить в грехе всю жизнь), и не постригся в монахи, чтобы замолить свой грех. И даже если и содержит детей, не содержит первую жену, за которую когда-то брал ответственность.
Бизнесмен-олигарх с женой постоянно исповедуются, причащаются, приносят покаяние. Даже открыли благотворительный фонд. Но при этом при ситуации, когда проиграли тендер на реконструкцию энергетического объекта, купили выигравшую более мелкую компанию и ее предыдущий топ-менеджмент уволили, причем по ложным (не доказанным даже в суде, которого не было, а был просто запущенный негативный информационный шлейф) обвинениям в мошенничестве, и покалечили карьеры и жизни неповинным людям. Зачем благотворительный фонды, если конкретные пострадавшие не получили ни помощи, ни компенсацию, ни таких же прилюдных оправданий.
И таких примеров масса.
Вопрос следующий: где найти конкретные действия для устранения социальных последствий греха (примеры которого есть в Библии) в «Социально Концепции Русской Православной Церкви?» Бывают ситуации, когда устранить последствия греха невозможно, но, в большинстве своем, все-таки возможность остаётся почти всегда или долгое время, но… Грешник кается, а вот компенсировать никому ничего не должен… В чем тогда суть покаяния? И в покаянии без компенсации (моральной, прежде всего) пострадавшим, где реальная любовь к людям, любовь к ближнему как к самому себе? Получается не покаяние, а лукавство.
Отвечает иерей Виктор Никишов:
Мы часто мыслим о Законе Божьем с юридической точки зрения, с земным размышлением. По нашему разумению, каждое нарушение Закона должно быть наказуемо, либо мы должны нести покаяние. Причем слово покаяние мы воспринимаем как «прощение». Проще говоря, мы видим внешнее воздействие на наши души, а не внутреннее. Часто люди употребляют выражение «раскаиваюсь за грехи...», имея ввиду, что просят прощения, после которого можно продолжать жить по прежнему. Правильнее говорить «раскаиваюсь в грехах….», то есть «я ставлю точку в своем беззаконии и постараюсь полостью изменить себя в отношении к этому греху».
О покаянии на сайте «ФОМЫ» есть несколько материалов. Например, интервью протоиерея Игоря Фомина Что такое настоящее покаяние?, в котором он отвечает на разные вопросы в связи с покаянием. Приведу оттуда цитату: «Покаяние — это такое состояние человека, когда он осознает свою греховность, сожалеет о ней и начинает ненавидеть совершаемый им грех и деятельно бороться с ним, утверждаясь в добре. Ненависть ко греху и борьба с ним привлекают милосердие Божие. Вот это сочетание милосердия Божия с ненавистью человека ко греху и борьбой с ним совершает покаяние, то есть — избавление человека от греха. Ведь грех — это всегда что-то, что мешает любить Бога и ближнего». Советую посмотреть текст целиком.
Для понимания темы покаяния могу посоветовать также интервью с с протоиереем Павлом Великановым Где найти рецепт покаяния? Отец Павел говорит о покаянии как процессе. И, в частности, отмечает следующее: «На деле Таинство исповеди должно завершать процесс покаяния. Именно процесс. Покаяние ведь не эпизод, это состояние, в котором православный христианин находится постоянно. Но при этом надо понимать, что исповедь — далеко не вершина горы, это только те ступеньки, на которые встает человек, двигаясь к Богу. И если он держит себя, держит те обещания, которые Богу дал во время предыдущей исповеди, то постепенно поднимается все выше и выше».
И, наконец, небольшая справка о том, что такое грех 10 вопросов о грехе.
Бог не справедлив. Нет в Законе Божьем взывания к справедливости. Если бы Господь исходил из понятия справедливости, человечество было бы уже уничтожено, за те беззакония, которые мы совершаем. Но Бог есть Любовь, и нам прощаются все грехи, которые мы называем на исповеди, при условии искреннего покаяния, то есть со стремлением более не повторить вышеперечисленные грехи. Первым в раю оказался разбойник, который висел рядом со Христом на соседнем кресте. Господь не потребовал от него возвращения награбленного, исцеления всех покалеченных им и компенсации всем пострадавшим от него. Господь увидел его искреннюю веру в его сердце, а это, естественно, включает в себя и стремление к чистой жизни без преступлений и сказал ему «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43).
Опять же, у разбойника даже не было возможности доказать на деле искренность своей веры. Бог увидел это и без доказательств. По поводу Закхея можно лишь предположить, что его искупление вины в грехе сребролюбия в виде воздаяния вчетверо — лишь один из способов. Нет строго регламентированных правил по искуплению от конкретных грехов. В отличие от уголовного кодекса, Бог печется о том, что каждый человек индивидуален и общее правило не работает на всех. По каждому греху, покаянию и устранению социальных последствий греха должен решать духовник этого кающегося либо приходской священник.
Ваши перечисленные случаи описывают ситуацию с неполной картиной произошедшего. Какие мысли были у этого нарушителя гражданского спокойствия и прелюбодея? Как сокрушалось его сердце, или наоборот зачерствело после содеянного? Пытался ли он возместить ущерб или просто не успел? На все эти вопросы может ответить только Господь, который и есть наш единственный Судья в вечности. Нужно помнить о важной мысли, которую нам нес Господь наш Иисус Христос: «Ибо каким судом судите, таким будете судимы» (Мф. 7:2).
Поэтому стоит не искать юридических обоснований для осуждения человека в Евангелии или «Основах Социальной Концепции», а попробовать самому покаяться в своих прегрешениях и стать добрым примером для окружающих, даря им свою любовь и заботу. А вот если по своим прегрешениям Вы видите конкретные варианты возмещения ущерба, попробуйте его возместить.