Имя Анна: единожды княгиня, но дважды святая

Значение имени Анна

Анна — это древнееврейское имя знакомо и любимо на всем земном шаре. Ведь во всем христианском мире почитается святая Анна, мать Богородицы. В оригинале оно звучит как חַנָּה (Ханна) и переводится как «милость» или «благодать». С принятием христианства это имя пришло на Русь в греческой транскрипции «Анна». В то время как в Европе оно имело распространение и в древнееврейском варианте — Ханна. Анна, Ханна, Аннетта, Анита, Анинья, Энни, Нэнси, Хэн, Нетхе, Нанни и Аннуш. Всё это имя Анна на английском, французском, немецком, португальском, венгерском и многих других европейских языках. В России это имя было всесословным. Дворянки и крестьянки носили его с одинаковым достоинством. Оно появлялось в литературных произведениях, чего стоит один роман графа Толстого «Анна Каренина», или бытовало в фольклоре. Здесь невозможно не вспомнить популярную комическую сценку про услужливую прислугу Анюту, у которой всегда наготове ответ: «Что барыня, я тута». Это имя звучало в пословицах, поговорка, присказках, шуточных рифмах, да что говорить, даже в ботанических названиях растений: Анютины глазки. Это имя так часто упоминалось в святцах — 12 раз в год, что имя стало широко распространено.

И хотя интерес к этому имени в России не ослабевает уже много веков, пик популярности его зафиксирован в 1920 году. Каждую тринадцатую новорожденную девочку в тот год родители назвали Анной. Казалось, что имя это будто звучит в воздухе. Во многом такая популярность была связана с редким в истории Церкви событием — повторной канонизацией святой благоверной княгини Анны, пришедшейся как раз на десятые годы ХХ века. Это событие вызвало большой интерес, в честь святой княгини возводились новые храмы в Петербурге и Москве, например, на новом Донском кладбище. Даже пущенный в Москве по бульварному кольцу ( «кольцо А») в 1911 году электрический трамвай с буквенным обозначением «А» москвичи прозвали «Аннушкой».

Память святой Анны Кашинской Русская Православная Церковь отмечает трижды в год, в том числе 15 октября (2 октября).

Сегодня имя Анна входит в десятку самых популярных имен среди россиян.

Святая благоверная княгиня Анна Кашинская

kashinТерпение, смирение, кротость — вот те добродетели, которые предстояло стяжать в замужестве молодой ростовской княгине Анне, принявшей предложение от тверского князя Михаила Ярославича. Она была просватана за него в 1294 году. Это было неспокойное время татаро-монгольского ига, время междоусобных распрей, предательств, борьбы за великокняжеский ярлык, но брак ростовской княгини и тверского князя был счастливым. У них родилось пятеро детей. Дмитрий, Александр, Константин, Василий и Феодора (она умерла во младенчестве) воспитывались в доброте, благочестии, христианской любви и страхе Божием. Примерами для подражания были для детей и сама княгиня Анна, и князь Михаил Ярославич — оба крепкие в вере.

Уже в 1305 году Михаил получил великокняжеский ярлык и всеми силами старался не только объединить князей и разоренные земли, но и хоть как-то сократить набеги татар на Русь. В дом князя беда пришла откуда не ждали. Московский князь Юрий перекупил у татар ярлык и начал сам разорять Тверское княжество. Потерпев поражение от Михаила Ярославича, Юрий оклеветал его перед татарами. Вскоре тверского князя вызвали на суд в Орду. Прощаясь с мужем, княгиня Анна понимала, что последний раз видит, слышит и может благословить любимого. Она не пыталась его остановить, но как верная жена и христианка смиренно укрепляла в вере. «Если уклонюсь, то отчина моя вся в полону будет. Придется же когда-нибудь умирать, не лучше ли мне ныне положить душу за многие души…»,- с истинно христианским смирением говорил князь, покидая родные пределы. Его ждала жестокая расправа, Анну — вдовство. Но узнала княгиня о случившимся лишь год спустя, в 1319 году, когда выкупала нетленные останки супруга у московского князя Юрия Даниловича. Гроб с телом был перенесен в Тверь и погребен в Преображенском соборе, где вскоре начали совершаться чудеса.

В те времена было принято, чтобы овдовевшие княгини уходили в монастырь. Княгиня Анна не спешила. Ее поддержка, помощь, мудрость нужна была взрослеющим сыновьям. Княживший в Твери после гибели отца Дмитрий Михайлович, пылкий, воинственный и отчаянный, уже в 1325 году в Золотой Орде насмерть зарубил виновника гибели отца — князя Юрия Даниилович. За это он сам лишился жизни от рук татарского хана. Эта уже вторая смерть людей, близких княгине, увы, была не последней. Вслед за Дмитрием княжить в Твери стал его брат Александр Михайлович. В 1327 году в Твери с молчаливого согласия князя произошло восстание против ханского посла Щелкана. Последний собирался уничтожить тверских князей, стать правителем, а заодно обратить людей в ислам. Народная расправа была быстрой и жестокой. Понятно, что татары не оставили бы безнаказанным этот инцидент. Князь бежал, долго скитался, жил в Пскове, потом в Литве. Но понимая, что если умрет на чужбине, то лишит детей наследства и принадлежавших им земель, князь решил вернуться и просить прощения у татарского хана Узбека. Получить-то он его получил, но тут же и лишился. Хана убедили, что не стоит прощать мятежного князя. Второй сын княгини Анны шел на верную смерть, исповедовавшись и причастившись. Татары жестоко расправились не только с князем Александром, но и с его сыном (внуком княгини Анны) Федором.

Вскоре от болезни умер третий сын Анны — Константин. Все эти смерти пришлись на 1339 год. Для пожилой княгини они были новой незаживающей раной. Чем могла помочь княгиня своему ушедшему мужу, дочери, трем сыновьям, внуку? Чем могла она помочь тем, кто остался рядом? Чем могла помочь родной земле, истерзанной и разоренной? Лишь своей непрестанной молитвой. Княгиня Анна приняла постриг в одном из монастырей Твери с именем Ефросиния, где подвязалась в строгом посте и молитве. Чуть позже, по просьбе младшего сына Василия она переехала в Успенский монастырь, специально отстроенный для нее в Кашине. Здесь незадолго до смерти приняла схиму с именем Анна. Преставилась святая княгиня в 1368 году и была погребена в Успенской монастыре.

В истории этой можно было бы поставить точку, ведь очень скоро княгиню забыли, да и к гробнице ее относились с небрежением. Если бы не видение Анны Кашинской тяжело болящему пономарю Герасиму в 1611 году. Это было Смутное время и Кашину разорением угрожали поляки. Буквально чудом город продолжал стоять. В видении Герасим увидел святую Анну, которая сказала ему, что непрестанно молиться о родном ее сердцу городе и его жителях. Наутро сам Герасим был здоров. Слух о произошедшем исцелении и видении быстро распространился. И вот уже к гробнице княгини начинает стекаться народ, а случаев исцелений становится все больше. Происходящее стало известно царю Алексею Михайловичу. По его повелению в 1649 году духовенство освидетельствовало гроб и письменно зафиксировало чудеса. Еще чуть позже на Поместном соборе, организованном патриархом Никоном, схимонахиня Анна Кашинская была причислена к лику святых. Также было определено вскрыть гроб княгини. При большом стечении народа и в присутствии царя гроб открыли и обнаружили нетленные останки. Службу святой Анне по повелению царя составил Епифаний Славинецкий. Память ее совершается 15 (2) октября (в день кончины) и 3 августа (21 июля) (в день обретения мощей).

Год спустя, 12 июня 1650 года в Кашин для перенесения останков святой из ветхого Успенского собора в новый, каменный Воскресенский собор, приехал царь Алексей Михайлович с супругой и сестрами. Вместе со своими боярами царь нес гроб княгини. А покров на гроб вышивала сама царица и царевны. Как говорят документы, процессия была столь пышной, а событие так торжественно и значительно для всех присутствовавших, что трудно в истории найти другой подобный случай.

Что такое деканонизация, или Как стать святым во второй раз

Точка просится и здесь. Но нет, не получается ее поставить. Ведь не прошло и тридцати лет, как в 1677 году комиссией патриарха Иоакима святая Анна была деканонизирована. Прежде всего, это было связано с эпохой борьбы со старообрядчеством. Дело в том, что благословлявший жест святой княгини, раскольники трактовали как двоеперстие. Да и саму святую сделали символом своей борьбы. Поэтому раку с мощами закопали, святую Анну вычеркнули из списка святых, житие предали анафеме, а церкви, возведенные в ее честь, переименовали. Запрещено было служить молебны святой Анне, только панихиды. Ничего подобного Русская Православная Церковь прежде не знала. Но почитание Анны Кашинской в Твери не прекратилось. Вера была крепка. Поэтому продолжали писаться ее иконы, совершаться крестные ходы до Нерли, где княгиня прощалась с мужем, отправлявшимся в Орду. Вплоть до 1769 года продолжали вестись записи исцелений от ее гроба. Именно поэтому в 1818 году решением Святейшего Синода святая Анна Кашинская вновь была внесена в месяцеслов.

Почти сто лет понадобилось для подготовки повторной канонизации святой Анны. Решающую роль в ней сыграл император Николай II, давший ход делу. В апреле 1909 года Святейший Синод установил днем ее памяти 25 июня (12 июня по старому стилю) (день перенесения мощей). В Кашине в этот день в честь восстановления почитания святой Анны Кашинской прошли большие торжества, на которых присутствовала великая княгиня Елизавета Федоровна. Еще год спустя в Санкт-Петербурге в честь святой княгини была освящена первая церковь.

Тропарь великой княгини Анны Кашинской

глас 3

Днесь восхваляем тя, преподобная мати,/ великая княгине инокине Анно:/ яко бо лоза плодовита посреде терния,/ процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми,/ всех удивила еси чудным твоим житием,/ темже Христу Богу угодила еси,/ и ныне, радующися и веселящися,/ пребывавши с лики преподобных жен,/ наслаждающися райския красоты и веселия./ Молим убо тя:/ моли о нас Человеколюбца, Христа Бога нашего,/ даровати нам мир и велию милость.

Кондак великой княгини Анны Кашинской

глас 4

Яко пресветлая звезда,/ явилася еси в Российстей земли, во граде Кашине,/ преподобная мати Анно,/ во всех благочестивых и верных женах,/ аки крин, процвела еси чистым и непорочным твоим житием,/ во инокинях же совершенными твоими труды и подвиги,/ и возшла еси к Вышнему граду, радующися и веселящися,/ яко добре совершивши твое течение,/ и ныне честныя твоя мощи,/ аки бисерие драгое, явишася,/ на исцеление всем, приходящим с верою./ Тем и вопием ти:/ радуйся, всекрасная душею,/ и моли Христа Бога/ о спасении душ наших.

На анонсе памятник святой Анне Кашинской в городе Кашине в Тверской области

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (3 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Алексей Ю. Попов
    Октябрь 16, 2014 9:15

    Рука святой Анны была описана «яко благословляюща» при открытии мощей до Патриарха Никона. В то время сложение перстов для благословения, хоть архиерейского, и для крестного знамения были одинаковыми, а именно — двуперстие, как есть и сейчас у старообрядцев. Упоминание о «раскольниках» и о якобы только мнимом сходстве благословляющего сложения перстов преподобной (именословного, как принято сейчас, в представлении автора?) с двуперстным крестным знамением и не вполне точно, и довольно воинственно. При том что не только де-канонизация святой Анны, но и вся реформа по «исправлению» церковного чина, как принято считать сейчас, особого смысла-то не имела (раз обряды «равночестные»), имела лишь неисчислимые печальные последствия…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.