Аляска: русские корни американской культуры

18 октября - день присоединения Аляски к США

Несмотря на то, что история Русской Америки закончилась в 1867 году, когда колония на Аляске была продана США, Православие и русская культура по-прежнему живы здесь и продолжают оказывать значительное влияние на регион, а в частности — на искусство. Во многом это связано с самой историей православного миссионерства на этой земле, которое стремилось не уничтожить местные традиции, но придать им абсолютно новый импульс.

Тлингитское рельефное одеяло, конец 19 в. Двуглавый орел, напоминающий имперский герб, свидетельствует о русском влиянии. Орел также является героем тлингитских мифов. Таким образом, двуглавый орел в данной работе означает слияние тлингитской и русской культуры в 19 в.

Русские купцы, промышленники и православные миссионеры появились на территории Северной Америки в начале восемнадцатого века. Первое постоянное русское поселение – Гавань Трех Святителей на острове Кадьяк, было основано купцом Григорием Шелиховым в 1784 году. В том же годы сюда прибыли и первые миссионеры Русской Православной Церкви — группа монахов Валаамского монастыря. Через десять лет ими был воздвигнут храм Воскресения Спасителя.

Материал по теме


vkartinkax137_g

Православие на Аляске

Расцвет православной миссии на Аляске связан с именем святителя Иннокентия Московского, апостола Аляски. Выучив местные языки, он начал переводить на них Священное Писание. Он же рукоположил первого местного священника-алеута, который обратил в Православие множество эскимосов и индейцев. С тех пор русские миссионеры всегда старались готовить клириков из аборигенов Аляски.

С самого начала принципы деятельности православных миссионеров в корне отличались от установок других миссионерских групп, которые во многом были нацелены на уничтожение индейских культур и индейской идентичности. Дело в том, что общим место для Америки того времени было устойчивое представление: будущее коренных народов (их прогресс и развитие) виделось в насаждении среди них европейского образа жизни и европейской культуры, приведение всего под единый европейский стандарт. С этой целью создались резервации и специальные школы-интернаты для индейских детей. Но русские миссионеры пошли абсолютно другим путем.

Они позволяли аборигенам сохранять свою культурную самобытность и традиционные виды искусства, к которым относятся алеутская и тлингитская резьба и роспись по дереву, а также древние стили ткачества чилкат и равенстэил.

Вручную вырезанная из дерева дарохранительница используется во время крещений. Создана она эскимосским мастером резьбы по дереву Виктором Ником в 1987 г. Дарохранительница изображает сцену Крещения Иисуса Христа Иоанном-Крестителем в присутствии трех ангелов. Труд местных ремесленников как правило использовался православными миссионерами при строительстве церквей. Например, алеутские резчики по дереву были задейстованы о. Иоанном Вениаминовым для украшения новой церкви в г. Уналашка (строительство началось в 1825 г.) и создания иконостаса святыни.

Расцвет миссионерской деятельности Русской Церкви на Аляске связан с именем святителя Иннокентия Московского, Апостола Аляски. Отец Иоанн Вениаминов (будущий владыка Иоанн) прибыл на Аляску в 1824 году, и сильно поспособствовал созданию письменного алеутского языка, а также развитию алеутской литературы в девятнадцатом веке. Кроме того, с его именем связано распространение грамотности среди коренного населения: им были построены храмы, а также школы для детей, что положило начало истории билингвального (то есть двуязычного, в данном случае — русско-алеутского) образования на Аляске. Также отцом Иоанном была построена первая семинария в Ситке. Музыка и рисование входили в школьную программу, а семинаристы к 1840-м годах начали изучать иконопись и церковную музыку.

Икона Святителя Иннокентия написана в конце 19 в. масляной краской на холсте, ее размер – 92.1 х 64.8 см. Она находится в часовне св. Александра Невского в г. Акутан, Аляска. Хотя икона принадлежит руке неизвестного иконописца, особенности стиля выдают ее алеутское происхождение. В частности, безлесый пейзаж типичен для островов Алеутского архипелага. Икона была отреставрирована в 1993 г.

Благодаря этому на Аляске возник ряд талантливых алеутских художников. Достоверно известно о работе двух местных иконописцев девятнадцатого века – Василия Круикова и Георгия Петухова. Василий Степанович Круиков был внуком русского поселенца Ивана Круикова.

Эта деревянная икона св. Андрея Первозванного скорее всего принадлежит руке алеутского иконописца Василия Круикова. На фоне фигуры св. Андрея Круиков изобразил пейзаж острова Уналашка в Алеутском архипелаге с характерным для местности вулканом. Икона написана в 19 в. масляной краской на холсте с использованием шеллака – естественной смолы. Ее размер – примерно 58 x 41 см. Икона св. Андрея – часть иконостаса Собора Святого Вознесения Господа Нашего в г. Уналашка. Круиков, по свидетельству о. Иоанна, научился писать иконы сам. Он также был известен благодаря своим портретам, которые, к сожалению, не сохранились. О. Иоанн очень ценил работу этого художника и иконописца.Интересен выбор святых для своих икон алеутскими иконописцами: и св. Андрей Первозванный, и Архангел Михаил традиционно считаются покровителями Руси.

 

Когда ему было всего шестнадцать лет, он написал иконы, которые, наряду с искусной алеутской резьбой по дереву, украсили иконостас новой православной церкви Святого Вознесения Господа Нашего в Уналашке. Есть основания полагать, что все семь икон, составлявшие ее иконостас принадлежат его руке.

Алеутский иконописец Григорий Петухов родился в 1828 году в Уналашке и умер в возрасте тридцати лет в Ситке. Он участвовал в росписи тлингитской церкви Святого Воскресения в Ситке (церковь больше не существует). Известны лишь несколько работ Петухова. Он написал иконы архангелов Гавриила и Михаила, которые в настоящий момент находятся в церкви Святого Успения Богородицы в Кенае.

Икона Архангела Гавриила была написана алеутским иконописцем Григорием Петуховым, учеником о. Иоанна Вениаминова, выпускником семинарии и, возможно, первым иконописцем из числа коренных жителей Аляски. Размер иконы – приблизительно 70 x 54 см, она написана маслом на холсте в 1850 г. Эта икона составляет пару для иконы Архангела Михаила, также написанной Петуховым. Алеутские иконописцы Аляски обладали особым и вполне узнаваемым стилем работы. Для него характерен гористый пейзаж темно-синей, сумеречной цветовой гаммы на заднем плане.

 

Икона Архангела Михаила была написана Петуховым приблизительно в 1850 г. в Ситке. В своей работе он использовал масляную краску на холсте, размер иконы приблизительно 70 x 54 см. Впоследствии икона была полностью отреставрирована. В этой иконе нашел отражение гористый пейзаж Аляски. Выбранные Петуховым образ и поза Архангела Михаила, побеждающего Сатану, не раз находили отражение в иконописи, а также в светской живописи: примером является картина Джузеппе Чезари Архангел Михаил (ок. 1629).

Икона св. Германа Аляскинского создана в 1992 г. мастерицей бисероплетения из народности Кониаг (Алютиик) Элеанор Наумофф, деревня Старая Гавань, Аляска. Св. Герман – один из первых русских православных миссионеров на Аляске и один из четырех православных святых, к которым также относятся св. Иннокентий и святые мученики Ювеналий и Петр-Алеут. Уникальность иконы заключается в использовании стеклянного бисера и особой кропотливости труда Наумофф. Размер иконы – 36 х 29 см. Бисероплетение – древняя традиция народности Кониаг, которая в основном используется в декоративных целях. Икона св. Германа – пример того, как православная иконография стала новым источником вдохновения для местных мастериц.

Риза, сшитая для протоиерея Николаса Молодыко-Харриса в 1980-х гг., украшена декоративными элементами из бисера тлингитской мастерицей Эммой Маркс. Бисероплетение сочетает традиционные тлингитские и христианские мотивы. Среди узоров из бисера, украшающих ризу, можно различить белых голубей (символ Святого Духа), всевозможные растительные дизайны, а также изображения ворона и кита – героев тлингитских мифов.

Коренные жители Аляски продолжают украшать свои православные церкви, используя традиционные художественные приемы и местные материалы для прославления православной веры. Они вырезают кресты из дерева и свивают их из травы, поют в церковном хоре, пишут иконы и плетут их из бисера, ткут панагии для епископов и украшают вышивкой одеяния священнослужителей. В их творчестве причудливым образом переплетаются их собственные традиции с обычаями Русской Америки, создавая новую и уникальную форму искусства.

На заставке фрагмент фото Jake Khuon, flickr.com

 

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (5 votes, average: 4,20 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.