Сто лет назад, в марте 1906 года, умер Коста Леванович Хетагуров, выдающийся просветитель осетинского народа. Об этом человеке, возможно, не все и знают в России, но для осетин он значит то же, что для русских Пушкин или, к примеру, для англичан - Шекспир. Так получилось, что жизнь Хетагурова обросла мифами. В советское время пропагандистская машина лепила из него революционного демократа, без пяти минут большевика. 3цтем, уже в наши дни, появились представления о нем как о глубоко православном человеке, принесшем свет христианства осетинскому народу. Маятник качнулся в другую сторону.
Коста Хетагуров родился 15 октября 1859 года в Осетии, в селении Нар. Мать его, Мария Гавриловна (урожденная Губаева), умерла вскоре после родов, отец, Леван Елизбарович, получил воспитание в частном учебном заведении, затем поступил в русскую армию, участвует в боевых действиях на Кавказе, был произведения прапорщики. Ребенка крестили 18 января 1860 года.
Христианство, надо сказать, пришло в Осетию задолго до того, как та оказалось в составе Российской империи, но массового распространения не получило. Большинство Осетин сохраняли верность своим традиционным верованиям. Так что принять крещение - для осетина - это было поступком.
Коста Хетагуров сперва учился в церковно-приходской школе, затем во Владикавказской прогимназии, наконец, в Ставропольской гимназии. Именно там у него появились наклонности к живописи и к литературе,. в гимназическом сборнике за 1880-81 годы были впервые напечатаны его стихи - как на русском, так и на осетинском языке летом 1880-11 когда Хетагуров блестяще едал экзамены - в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств, где проучился три года. Лишенный материальной поддержки, вынужден был оставить учебу и в 1885 году вернулся в Осетию.
Тогда же, очевидно, и сформировалось его мировоззрение. Естественно, было оно противоречивым. С одной стороны, молодой человек формировался в свободомыслящей атмосфере петербургской интеллигенции и впитал все свойственные ей демократические убеждения - чему способствовали и те жизненные коллизии, свидетелем и участником которых был он сам. С другой стороны, Коста никогда не отказывался от христианской веры. Трудно сейчас судить, насколько глубоко он веровал, но писал же он стихи о Христе, память о страданиях Которого, по мысли поэта, дает силы и мужество не падать духом.
Во Владикавказе основным заработком Хетагурова стало выполнение многочисленных иконописных заказов (увы, советское время не пощадило его работы). В 1888-89 годах он расписывал Алагирский собор, и в этих росписях наиболее ярко проявился его· художественный талант. Образы святых поразительно схожи с реальными современниками художника, они теплы и человечны. В это же время Коста написал картину "Скорбящий ангел" - одно из наиболее выразительных его полотен. Кроме того, пробовал он себя и в качестве переводчика Священного Писания - переводил на осетинский Евангелие от Матфея.
Жизнь художника складывалась очень непросто, его неоднократно обвиняли в бунтарстве, высылали - сперва из Владикавказа, затем за пределы кавказского края. Кого-то иного такое могло бы озлобить, толкнуть в революционную среду - но Коста Хетагуров оставался человеком культуры, а не политики.
Здоровье Коста Левановича, однако, было подорвано гонениями и лишениями. С лета 1903 года тяжелое нервное заболевание приковало его к постели, а в 1906 году, 19 марта (по ст. стилю) он скончался. Похоронили его во Владикавказе, в ограде Церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Несколько лет назад Международный астрономический союз занес в звездный каталог звезду, названную "Коста" - в память о поэте, художнике и мыслителе.