Значение имени Борис
Происхождение достаточно популярного в России имени Борис по сей день вызывает споры среди лингвистов. Кто-то слышит в нем звучание монгольской речи «boghori» и переводит это имя, как «низкорослый, маленький». Кто-то считает, что Борис является краткой формой от древнеславянского имени Борислав и обозначает «борец», «борющийся за славу». Другие читают в имени персидский корень «vares», что переводится как «наследник». Есть мнение, что имя Борис иранского происхождения и значит «помазанник». Не исключено, и к этой версии склоняются многие ученые, слово пришло из тюркского языка, где есть и «bars» в значении барс, и «bäris» в значении «прозорливый, умный».
Словом, если опустить монгольскую версию, и вспомнить, что с древнейших времен детей нарекали «говорящими» именами, что значение имело не столько звучание, сколько смысловая нагрузка слова, то имя Борис достойно только царственных особ. Собственно цари и носили это имя. Согласно летописи у князя Владимира было шесть жен «...пятая Болгарыня, от тоя роди Бориса и Глеба», которые летом 1015 года были убиты их же братом Святополком, позднее прозванным Окаянным. Другим правителем русской земли был царь Борис Годунов. И уже в двадцатом веке, совсем не царя, но первого президента Российской Федерации звали Борис Ельцин. Однако, одним из самых известных носителей имени Борис, память которого совершается Русской Православной Церковью 15 мая, был болгарский князь (царь) Борис. Его еще называют Креститель, потому что в 864 году он принес христианство на болгарскую землю.
Хан, князь и креститель
Борис правил Болгарией с 852 по 889 год. Он был участником многочисленных войн, в которые тогда еще хана Бориса втягивали соседи. Восточные франки, Хорватия, Сербия, Византия. В войнах против этих государств Болгария во главе с ханом Борисом терпела поражение, а народ разорение. Страдала и семья князя: то сына Владимира пленили сербы, то родную малолетнюю сестру захватили византийцы. Даже заключенный мир не гарантировал спокойствия. Разница в вере (в Болгарии поклонялись языческим богам) позволяла то одной, то другой стороне нарушать условия мирных договоров. Однажды Борису удалось пленить греческого воеводу, незадолго до пленения принявшего иноческий постриг, Фёодора Куфара. Куфара не только стал толковым советником болгарского правителя, первым человеком рассказавшим Борису о Христе, но впоследствии и разменной монетой в дипломатических переговорах — когда хан Борис решил расторгнуть мир с Византией и подчинить ее себе, воспользовавшись внезапной кончиной императора Феофила. В ответ на его угрозы и объявление войны, вдова византийская императрица Фёодора с гонцом прислала знаменитое письмо: «Если ты восторжествуешь над женщиной, слава твоя не будет стоить ничего; но если тебя разобьет женщина, ты станешь посмешищем целого мира». А затем предложила обменять Фёдора Куфара на сестру Бориса.
Надо сказать, что девушка, довольно долго пробывшая в плену, время зря не теряла. Она освоила чтение и письмо, а также была крещена с именем Фёодора и воспитывалась в христианской вере. Вернувшись на родину, Фёодора стала просить брата креститься. Понимая, что это не только акт личной воли, но и значимое политическое решение для страны, разоренной войной с греками, неурожаем и голодом, Борис обратился к византийской императрице с просьбой прислать к нему учителей, потому что он, если его убедят, склонен креститься. Явился монах Мефодий (по одной версии, святой равноапостольный просветитель славян, некоторые ученые полагают, что это был другой человек), который до принятия монашества, вероятно, был правителем одного из славянских регионов, подчиненных Византийской империи. Однако Борис крестился не сразу. Он якобы предложил Мефодию расписать одну из стен своего дворца и изобразить на ней что-нибудь «услаждающее глаз», но вместе с тем пугающее и приводящее в изумление. Но это не должна была быть ни охота, которую так любил Борис, ни «битва между мужами». Монах, немного поразмыслив, изобразил сцену Страшного суда. «И Борис, видя, как праведницы приемлют венцы, а грешницы в огонь вметаются, устрашившись и отринув зловерие, воспринял в душу страх Божий и принял веру Христову», — живописует житие. Князь Борис был крещен в 864 году константинопольским патриархом с именем Михаил, в честь сына императрицы Феодоры Михаила III, который и стал его восприемником. Но крещение не принесло желаемого спокойствия. Напротив, это восстановило против князя Бориса (теперь это был официальный титул болгарских правителей) болгарскую знать. И только подавив ее выступление, казнив членов пятидесяти двух аристократических семей и продолжив всеобщую христианизацию болгар, Борису удалось добиться относительного спокойствия в стране. Тем более, что между Болгарией и Византией был заключен мирный договор, основанный уже на единстве веры и потому не нарушавшийся вплоть до окончания правления князя Бориса. В 870 году Болгария присоединилась к Восточной церкви. В ней строились церкви, появилась патриаршая кафедра.
Несколько лет спустя после крещения князь Борис удалился в один из греческих монастырей, передав бразды правления своему наследнику и старшему сыну Владимиру. Владимир, в отличие от отца, был ярым противником христианства и пытался всячески его искоренить. И хотя князь Борис, пребывавший в монастыре в посте и молитве, истязавший свою плоть веригами и власяницей, был уже стар и немощен, он решил вернуться к власти и покончить с сыном-отступником. Борис не только свернул Владимира и изгнал его из страны, но так же приказал ослепить его. На престол был поставлен младший сын, Симеон — богобоязненный правитель и верный христианин.
2 мая (15 мая по новому стилю) 907 года князь Борис скончался. После принятия Борисом крещения официальным титулом болгарских правителей стал уже не хан, а князь, или царь. От князя Бориса ведется счет болгарским царям. Православной церковью царь Борис причислен к лику святых как равноапостольный и креститель.
15 мая Русская Православная Церковь вспоминает и другого князя Бориса, страстотерпца, коварно убитого вместе с князем Глебом собственным старшим братом Святополком.
Борис и Глеб. Почему они вместе?
На иконах их принято изображать вместе. Ведь Борис и Глеб были не только единокровными братьями, но и единоутробными, рожденными пятой женой князя Владимира, Анной, болгаркой по происхождению. Вместе они объявили о верности новому князю Киева, которым после внезапной и неожиданной смерти князя Владимира стал Святополк, самовольно занявший киевский престол. Вместе поклялись чтить Святополка «как отца своего». За свое происхождение, за духовную близость князю Владимиру (они как и их отец стали верными христианами), за претензии на княжеский престол вместе приняли смерть, пусть и находились в разных местах. 24 июля 1015 года Бориса был заколот копьями на реке Альте, где по повелению князя Владимира со своим отрядом отражал нападение печенегов. Глеб, совсем еще юный, 5 сентября 1015 года был зарезан собственным поваром недалеко от Смоленска. И Борис и Глеб, в жизни отличавшиеся милосердием и сердечной добротой, воспитывавшиеся в благочестии, даже смерть приняли с христианским смирением и молитвой на устах. Отставленный дружиной Борис, долго молился в своем шатре. Увидя, как к нему поступают подосланные убийцы, произнес: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Святой благоверный князь Глеб, зная о смерти отца, об убийстве брата, о вероломном захвате киевского престола Святополком, предпочел не сопротивляться и принять смерть, чем совершить братоубийство и месть. Обоих братьев, и Бориса и Глеба, мы почитаем святыми страстотерпцами за совершённый ими подвиг братской любви, христианского смирения и послушания. Как пишет Нестор летописец: «Видите, братия, как высока покорность старшему брату? ... Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».
Сразу после убийства Глеба похоронили на месте злодеяния, на берегу Смядыни, а тайно перевезенное в Вышгород тело Бориса погребли у стен храма святого Василия. Однако спустя несколько лет братья легли рядом, вместе. При Ярославе Мудром мощи святого князя Глеба были найдены и оказались нетленными. По Днепру мощи привезли в Киев, где их встречал киевский митрополит Иоанн I (он же впоследствии составил службу святым братьям), а потом с большими почестями и при стечении большого числа людей перенес в Вышгород, в храм святого Василия.
Почти сразу началось почитание святых братьев как чудотворцев, потому что у места их погребения стали совершаться чудеса. В 1026 году был построен пятиглавый Вышгородский Борисоглебский храм, ставший княжеским семейным храмом. Когда он обветшал, а в Киев в 1069 году вернулся ранее изгнанный киевлянами великий князь Изяслав, то в благодарность за воцарившийся в княжестве мир, он построил новый храм в честь князей Бориса и Глеба. В этот храм 2 мая (15 мая по новому стилю) были перенесены святые мощи. Без малого тысячу лет этот день почитается Православной церковью как день перенесения мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба, первых русских святых, канонизованных Русской Церковью.
Молитвы святым Борису и Глебу
Тропарь, глас 2
Правди́вая страстоте́рпца/ и и́стинная Ева́нгелия Христо́ва послу́шателя,/ целому́дренный Рома́не с незло́бивым Дави́дом,/ не сопроти́в ста́ста врагу́ су́щу бра́ту,/ убива́ющему телеса́ ва́ша,/ душа́м же косну́тися не могу́щу./ Да пла́чется у́бо злый властолю́бец,/ вы же ра́дующеся с ли́ки А́нгельскими,/ предстоя́ще Святе́й Тро́ице,/ моли́теся о держа́ве сро́дников ва́ших, богоуго́дней бы́ти,// и сыново́м Росси́йским спасти́ся.
Перевод: Истинные страстотерпцы и верные последователи Евангелия Христова, целомудренный Роман с кротким Давидом, не восставшие против своего врага, бывшего вам братом, убившего тела ваши, но не могущего прикоснуться к душам (Мф.10:28). Пусть покается злой любитель власти, вы же, радуясь в собрании ангельском, предстоя Святой Троице, молитесь о государстве соотечественников ваших, чтобы ему быть угодным Богу, и сынам Российским спастись.
Ин тропарь, глас 4
Я́ко плодови́та виногра́да, о́трасли доброде́телей су́ще,/ Небе́сный дождь Христо́в прия́сте,/ источа́юще оте́честву своему́ струю́ Правосла́вия,/ Бори́се пречу́дне с до́блим Гле́бом,/ вку́пе моли́теся Го́сподеви сохрани́ти град и лю́ди,/ и на враги́ посо́бствовати,// и ду́шам на́шим дарова́ти ве́лию ми́лость.
Перевод: Вы как ростки добродетелей плодовитого винограда, принявшие Небесный дождь Христов, источающие отечеству своему поток Православия, достойный удивления Борис с доблестным Глебом, вместе молите Господа сохранить город и людей, вступиться за них против врагов и душам нашим даровать великую милость.
Ин тропарь, глас 4
Му́ченическою кро́вию порфи́ру окропи́вше све́тло,/ укра́шени предстои́те, страда́льцы сла́внии, Царю́ Безсме́ртному,/ и, венцы́ сла́вы от Него́ прии́мше,/ моли́теся стране́ на́шей пода́ти на враги́ одоле́ние// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод: Ярко окропив свои (княжеские) мантии мученической кровью, украшенные предстоите, мученики прославляемые, Бессмертному Царю и, приняв от Него венцы славы, молитесь о даровании стране нашей победы над врагами и душам нашим великой милости.
Кондак, глас 3
Возсия́ днесь пресла́вная па́мять ва́ша,/ благоро́днии страстоте́рпцы Христо́вы, Рома́не и Дави́де,/ созыва́ющи нас к похвале́нию Христа́ Бо́га на́шего./ Тем притека́юще к ра́це моще́й ва́ших,/ исцеле́ния дар прие́млем моли́твами ва́шими, святи́и:// вы бо боже́ственнии вра́чеве есте́.
Перевод: Воссияла сегодня прославляемая память ваша, благородные страстотерпцы Христовы, Роман и Давид, созывающие нас к прославлению Христа Бога нашего. Потому, приходя к раке с мощами вашими, принимаем дар исцеления по вашим молитвам, святые, ибо вы божественные врачи.
Ин кондак, глас 8
А́ще и убие́ни бы́сте и во гробе́х положе́ни,/ но на Вы́шнее Ца́рство преидо́сте,/ о́ваго бо ко́пии насу́нуша,/ друга́го же, я́ко а́гнца незло́бива, ноже́м заре́заша,/ тем и кровь ва́ша бысть исцеле́ние ми́ру,// ве́рою призыва́ющим вас, святи́и, на по́мощь.
Перевод: Хотя и были убиты и положены в гробах, но пришли в Небесное Царство, одного ибо копьем пронзили, другого же, как кроткого агнца, зарезали ножом, потому и кровь ваша стала исцелением мира - для всех призывающих вас, святые, на помощь.
Молитва
О, дво́ице свяще́нная, бра́тие прекра́сная, до́блии страстоте́рпцы Бори́се и Гле́бе, от ю́ности Христу́ ве́рою, чи́стотою и любо́вию послужи́вшии, и кровми́ свои́ми, я́ко багряни́цею укра́сившиися и ны́не со Христо́м ца́рствующии, не забу́дите и нас су́щих на земли́, но я́ко те́плии засту́пницы, ва́шим си́льным хода́тайством пред Христо́м Бо́гом, сохрани́те ю́ных во святе́й ве́ре и чистоте́ неврежде́нными от вся́каго прило́га неве́рия и нечистоты́, огради́те всех нас от вся́кия ско́рби, озлобле́ний и напра́сныя сме́рти, укроти́те вся́кую вражду́ и зло́бу, де́йством воздвиза́емую от бли́жних и чу́ждых. Мо́лим вас, христолюби́вии страстоте́рпцы, испроси́те у Великодарови́таго Влады́ки всем нам оставле́ние прегреше́ний на́ших, единомы́слие и здра́вие, избавле́ние от наше́ствия иноплеме́нных, междоусо́бныя бра́ни, я́звы и гла́да. Снабдева́йте свои́м заступле́нием всех чту́щих святу́ю па́мять ва́шу во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание
Велича́ем вас, страстоте́рпцы святи́и Бори́се и Гле́бе, и чтим честна́я страда́ния ва́ша, я́же за Христа́ претерпе́ли есте́.