«Жизнь — это не только потребление»: дирижер и хормейстер Александр Топлов о фотовыставке «Фомы» в «Музеоне» – Православный журнал «Фома»
«Жизнь — это не только потребление»: дирижер и хормейстер Александр Топлов о фотовыставке «Фомы» в «Музеоне»

«Жизнь — это не только потребление»: дирижер и хормейстер Александр Топлов о фотовыставке «Фомы» в «Музеоне»

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Код для вставки
Код скопирован

В парке «Музеон» открылась фотовыставка «Московские подвижники», организованная журналом «Фома» совместно с Парком Горького и Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Она рассказывает о наших современниках, обычных горожанах — сестрах милосердия, врачах, ученых, священниках, — нашедших свое предназначение в помощи нуждающимся. На открытии выставки выступил хор под руководством дирижера, хормейстера Александра Топлова. Александр Владимирович рассказал «Фоме» о том, какая музыка и почему открывала выставку, и о тех, кого сам считает современными подвижниками.

«Жизнь — это не только потребление»: дирижер и хормейстер Александр Топлов о фотовыставке «Фомы» в «Музеоне»

Александр Владимирович Топлов — хормейстер, дирижер, доцент Московской государственной консерватории. Работал в музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Госхоре им. А.В. Свешникова, руководил Нижегородским театром оперы и балета им. А.С. Пушкина. Соавтор федеральных патриотических проектов «Письмо из госпиталя» и «Без срока давности. Память блокадного Ленинграда». Более 22 лет поет в православных храмах, с 2022 года — певчий Андреевского ставропигиального мужского монастыря в Москве.

Всё происходит неслучайно, считает Александр Топлов. Фотовыставка «Московские подвижники», на которой он выступил, была открыта в том же парке, где некогда руководил хором его любимый духовный композитор — Павел Григорьевич Чесноков. Александр Топлов выбрал одно из его произведений — пасхальное песнопение «Ангел вопияше» (op. 22, № 18) и переложил его для мужского хора и дисканта. «Мне кажется, что, когда поет ребенок, это очень созвучно с содержанием, — рассказал Александр Топлов. — Ангел приходит к Богоматери и говорит: “Чистая Дева, радуйся!” В своём творчестве Чесноков так пишет музыку, что слова “Бог”, «Тя» и т.д. становятся главными во фразе и совпадают с музыкальным решением».

С творчеством Чеснокова Александр Топлов познакомился в раннем детстве: «Помню, мне было три-четыре года, мы с бабушкой пошли на Ваганьковское кладбище, где похоронены все мои родственники, там же в первый раз меня отвели в церковь. В советское время этот храм был один из немногих, не закрытых властью. Там как раз звучала музыка Чеснокова — скорее всего, это была “Милость мира”. И уже потом я узнал, что композитор сам похоронен на Ваганьковском кладбище. А родился он под Истрой, где я тоже с раннего детства часто бывал. Наверное, ещё и поэтому я так чувствую музыку Чеснокова, ощущение, будто я с ней родился. Чесноков — не только гениальный композитор, но и настоящий христианин — подвижник. После революции Чесноков не уехал в эмиграцию, как многие его коллеги и родственники, а остался в России, не желая оставить свою страну и студентов». Именно поэтому на открытии фотовыставки «Московские подвижники» хормейстер исполнил пасхальное песнопение Чеснокова. «Я хотел провести смысловую линию от подвижников тех времен до подвижников наших времен. Не только “Сын воскрес” — воскресла традиция подвижничества».

Одним из наиболее созвучных себе героев выставки «Московские подвижники» Александр Топлов назвал координатора проекта «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» Михаила Костикова, который вместо стандартных отпусков «на шезлонге» уже давно предпочел поездки на север с целью восстановления церквей. «Больше всего в моей душе срезонировало, что у него растет маленький сын, а у меня сейчас — маленькая дочка. Очень важно дать понять ребенку, что жизнь — это не только потребление. В жизни нужно еще и отдавать себя. Только в этом случае ты можешь быть счастлив».

Еще одним подвижником современности Александр Топлов считает своего коллегу, руководителя Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова Валерия Халилова, погибшего вместе с участниками ансамбля в 2016 году. «Мало кто знает, что Валерий Михайлович своими руками построил молельный столбик во Владимирской области. У таких людей есть не только чувство долга, но и ощущение, что они живут слишком узко и нужно что-то дать другим. Счастье было общаться с этим человеком. Он во многом ассоциируется у меня с тем лучшим, что есть у военных: с одной стороны, строгость и выправка, дисциплина и сила, а с другой — всеобъемлющая доброта. Такие во время пожара последнего котенка вытащат».

***

Наиболее полно описывает идею выставки «Московские подвижники» по мнению Александра Топлова фраза П.Г. Чеснокова «В памяти людей нужно оставаться своими добродетелями — или не оставаться вообще».

Фотовыставка проходит до 6 октября по адресу:

г. Москва, ул. Крымский вал, вл. 2, парк искусств Музеон (ст. м. «Полянка», «Октябрьская», «Парк Культуры»).

Проект «Московские подвижники» организован в рамках празднования 875-летия Москвы совместно с Парком Горького и Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (8 голосов, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
23 сентября 2022
Поделиться:

    Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь