10 ноября совершается память святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Этот ученый монах обладал многими добродетелями, был суровым аскетом, мудро управлял епархией. Однако в историю Церкви он вошел в первую очередь как составитель всеобъемлющего свода жизнеописаний святых, которым мы продолжаем пользоваться и сегодня.
Сейчас, когда практически любая информация доступна в считанные минуты, трудно себе представить, какой это был титанический труд, растянувшийся на целых 20 лет.
«Книга житий святых» («Жития святых», «Че́тьи-Мине́и») была составлена святителем Димитрием Ростовским в 1684–1705 годы и впервые издана в Киеве в 1689–1705 годах.
Ранее ничего подобного на Руси не существовало. Необходимость составления подобного сборника в конце XVII века диктовали сложные обстоятельства, в которых оказались государство и Церковь. После заключения Брестской церковной унии 1596 года в землях Юго-Западной Руси вспыхнуло острое, подчас кровавое противостояние между униатами и противниками объединения с Римско-Католической Церковью.
Активная фаза конфликта завершилась в 1633 году, но большая часть православных житийных сборников на западнорусских землях в первой половине XVII века пострадала от униатов. А до этого, несколькими веками ранее, многие списки русских житий были уничтожены татарами.
«Ввиду уничтожения списков русских житий во времена татарщины и позднее унии, и любителям душеспасительного чтения, и монахам для чтения за трапезой — приходилось обращаться к польским и латинским книгам житий св. отец, часто несогласным с духом православия», — писал один из историков.
Димитрий Ростовский, в миру Даниил Саввич Туптало, был уроженцем Киева и выпускником Киево-Братской коллегии (впоследствии — Киево-Могилянская академия). В 1668 году он принял монашество, в 70-е годы был рукоположен в иеродиакона, затем в иеромонаха и в 1684 году поселился в Киево-Печерском монастыре. Там он и получил послушание «жития святых собирати и, совершенно исправив, списати».
Перед составлением сборника отец Димитрий выполнил масштабную предварительную работу: составил месяцеслов, произвел отбор житий, разыскивал материалы. Для каждой статьи он брал несколько источников, а затем объединял их в один текст в собственном переложении.
В качестве самого авторитетного источника автор использовал крупнейшее собрание житий святых на Западе «Acta Sanctorum», собранное отцами болландистамиБолландисты — общество ученых-иезуитов, издателей собрания житий святых. Название получили от имени основателя общества Ж. Болланда, греческие жития святого Симеона Метафраста в переводе на латынь, а в качестве литературного образца взял работу «Żywoty świętych» («Жития святых») иезуита Петра Скарги. Среди церковнославянских источников были «Великие Четьи-Минеи» архиепископа Новгородского Макария, Киево-Печерский патерик и Пролог.
Большую часть работы над сводом житий отец Димитрий выполнил у себя на родине, в Малороссии. В 1701 году он императорским указом был переведен в Москву и рукоположен во епископа. Сначала его назначили митрополитом Тобольским и Сибирским, но уже через год из-за слабого здоровья вернули в Центральную Россию, где он занял Ростовскую митрополичью кафедру. В России его научная, писательская и редакторская деятельность продолжилась. Святитель стал уделять больше внимания русским святым и добавил в сборник источники ростовского происхождения — в частности, житие царевича Димитрия.
Интересно, что агиограф вносил в текст в том числе противоречивые сведения, если не было возможности выбрать наиболее достоверный вариант. Как настоящий ученый (а святитель Дмитрий был одним из образованнейших людей своего времени) он снабдил текст примечаниями, в которых разъясняются и исправляются ошибки и противоречия источников, даются необходимые справки по истории и географии. Кроме того, святитель Димитрий дополнил текст назидательными словами, рассказами о проявлениях милости Божией и так далее.
Всего получилось четыре тома. Каждый том включает жития святых за три месяца, так что в целом книги составляют годичный житийный круг. Первые из них печатались по ходу работы, еще до ее завершения. Впоследствии «Жития святых» неоднократно переиздавались, но все равно спрос на сборник неизменно превышал предложение!
Святитель Димитрий работал над «Житиями» до конца жизни. Он хотел подготовить новое издание, но не успел. В 1709 году митрополит скончался. По завещанию святителя, оставшиеся черновики его сочинений были положены в его гроб. Увы, при вскрытии гробницы в 1752 году они оказались истлевшими.
Историк Церкви протоиерей Владислав Цыпин пишет: «„Четьи Минеи“ святителя Димитрия стали самой читаемой книгой в России. Едва ли какая еще книга, кроме Евангелия, оказала столь глубокое и благотворное воздействие на духовную жизнь русского народа, на формирование его религиозных и нравственных идеалов, его представлений о том, чего искать в жизни и как жить. Жития святых изложены в Минеях изумительным языком — ярким, живым, одухотворенным». К сожалению, на современный русский язык текст никогда не переводился. То, что сегодня есть в нашем распоряжении, — переложение, сделанное в XIX веке под руководством историка Василия Ключевского.