Житие
Жизнь частенько била её, донимали болезни... Она приходила усталой, с печатью дрязг на работе и обид от начальства, после давки в автобусе, после беготни за продуктами… и принималась за домашние дела: готовила ужин и обед на завтра, придирчиво проверяла уроки у дочки, подшивала ей новую юбку, читала сказку сынишке, и вырезала снежинки; спускалась к соседке помочь обряжать покойника, и возвращалась, и убирала за кошкой, и укладывала детей, подолгу целуя их; и встречала мужа, и кормила его, рассказывая про что-то забавное, и не спрашивала, почему он так поздно, но думала об этом, гладя его рубашку, когда все уже спали... Тихонько досматривала любимый фильм; тихонько ощупывала свою опухоль, пила таблетки. Потом тихонько молилась и ложилась в свою постель. Потом о чём-то вспоминала, вздыхая с улыбкой. А потом плакала, боясь разбудить своих, плакала, захлёбываясь от счастья...
Николай Лысенков, автор экранизации: Эта фреска потрясла меня своей простотой и абсолютным отсутствием желания кого-то и чему-то научить. За историей самой обычной женщины скрывается невероятный подвиг, на который большинство из нас, увы, не готовы. Подвиг доверия к Богу, любви к жизни и умения прощать.
Судьба героини не самая простая: она заболевает раком, ей изменяет муж, на ней двое маленьких детей, но все эти трудности перечисляются через запятую, ни на чем не акцентируется внимание.
Чтобы понять особенность мировоззрения героини, её мудрость, надо прочитать финальную строчку из фрески: «Долго плакала, захлебываясь от счастья». Когда я дочитал до этого момента, сразу принял решение, что буду снимать именно эту фреску. Я подумал тогда: как бы мы относились к жизни, если бы на нашу долю свалилось столько несчастий? Как минимум, мы бы задавали вопросы Богу и гневались на Него, и уж точно у большинства из нас не шла бы речь о доверии...
А наша героиня долго плачет, захлебываясь от счастья — в этом ее уникальность и глубина. Эта фреска о том, как можно жить счастливо, доверяя промыслу Бога о себе и умея прощать.
Мы же живем в обществе, где грубость, подозрительность и недоверчивость стали нормой. Мы все обросли иголками. Что для нас сегодня значит поверить, простить, довериться и пойти за Богом?
Мне было важно снять эту работу. Потому что я сам ровно такой же, обросший иголками. А моя героиня совершенно иная. В каком-то смысле это была работа на сопротивление: попытка понять героя и, как следствие, что-то исправить в себе.
За время съемок я изучил много информации про святых, для меня стала открытием история потрясающего митрополита Сурожского Антония. Работа над этим фильмом определенно что-то во мне изменила. Помогла стать чуточку мягче, научиться больше доверять людям и судьбе.
Очень благодарен Максиму Леонидовичу Яковлеву и своему мастеру Алле Григорьевне Плоткиной за возможность увидеть другой мир через эту замечательную, тонкую и крайне трогательную фреску, посмотреть на себя со стороны и осознать, что всё куда сложнее, чем нам хочется считать.
Студенты ВГИКа им. С. А. Герасимова (мастерская Аллы Плоткиной) сняли цикл фильмов по книге Максима Яковлева «Фрески». Молодые режиссеры экранизировали пронзительные короткие рассказы и стихотворения в прозе, некогда опубликованные Максимом Яковлевым в журнале «Фома».
Как рождались «Фрески» и чем они так потрясают читателей, об этом читайте у нас на сайте монологи автора и людей, напрямую причастных к их публикации, изданию и экранизации. А ниже представляем вашему вниманию одну из работ цикла с комментарием ее автора.