Специалисты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря (ВХНРЦ) завершили начатую еще в 1968 году масштабную реставрацию иконы XVI века «Иоанн Предтеча Ангел пустыни в житии».

Теперь, после долгих восстановительных работ, образ вернулся в Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, сообщает The Art Newspaper.

Завершилась более чем полувековая драматическая реставрация иконы Иоанна Предтечи XVI века
«Иоанн Предтеча Ангел пустыни в житии». Клеймо «Проповедь иудеям». Последняя треть XVI в. Фото: ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря/theartnewspaper.ru

Отмечается, что история исследования и реставрации этой иконы оказалась насыщена такими драматическими событиями и открытиями, что об этом даже написали книгу.

«В мастерские ВХНРЦ (тогда еще ГЦХРМ) икона поступила в 1968 году, и в течение полувека над ней работали несколько поколений специалистов», – написала автор книги, художник-реставратор Наталья Фоломешкина.

Образ «Иоанн Предтеча Ангел пустыни в житии» изначально пребывал в Вятском Успенском Трифоновом монастыре. Возможно, икона была вкладом царя Ивана IV Грозного, т.к. именно на годы его правления пришелся расцвет почитания на Руси святого пророка Иоанна Предтечи, бывшего небесным покровителем самого царя.

Почти 400 лет образ был частью иконостаса Успенского храма вятского монастыря. При этом он неоднократно поновлялся, а в конце XIX века был полностью прописан маслом в академической манере.

В советское время в храме разместили архив, а иконы передали в местный музей. На тот момент образ Иоанна Предтечи был в таком состоянии, что иконописный сюжет практически не читался.

Завершилась более чем полувековая драматическая реставрация иконы Иоанна Предтечи XVI века
«Иоанн Предтеча Ангел пустыни в житии». Клеймо «Проповедь иудеям». Последняя треть XVI в. Фрагмент. Фото: ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря/theartnewspaper.ru

Причин, по которым святыню в Центре им. Грабаря реставрировали столь долго, было несколько. Это и сильнейшее поражение плесенью всех материалов: древесины, паволоки, левкаса и красочного слоя. И поиски новых технологических решений.

Кроме того, когда к 2010 году реставрация уже подходила к концу, в ВХНРЦ случился пожар, в эпицентре которого оказалась упоминаемая икона. От полного уничтожения ее спасли потолочные панели, рухнувшие вниз и защитившие образ от открытого огня и полного размывания водой. Однако мокрый «компресс», находившийся на поверхности иконы больше суток, повредил все материалы, пропитав их водой.

Как свидетельствует у себя в книге Наталья Фоломешкина, «состояние иконы было столь трагично, что некоторое время стоял вопрос о самой возможности ее восстановления».

И, тем не менее, с помощью постоянного поиска технических решений и эстетических корректировок, уникальную икону XVI века удалось отреставрировать, «достигнув компромисса между исторической целостностью памятника и его экспозиционными качествами».

Читайте также:

Реставратор - это не роскошь, или Как Церкви сохранить иконы

0
0
Сохранить
Поделиться: