Вопрос читателя:

Добрый день, батюшка!

А скажите, пожалуйста, зачем в XXI веке верить во Христа, соблюдать заповеди? Ведь времена меняются, и человек тоже должен подстраиваться под эти изменения. Мы же современные люди.

Анна

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Здравствуйте, Анна!

Насчет Христа Ваш вопрос меня обескуражил. Дело в том, что Христос — это не какая-то идея или философский концепт. Есть Бог, который существовал раньше, есть сейчас и будет потом, Бог, который сотворил весь этот мир. В какой-то момент, когда человечество стало готово к тому, чтобы Его принять, Он воплотился, чтобы искупить тот грех, который отторгнул человека от возможности быть с Богом в Вечности (об этом подробно написано в материале Кто такой Христос, и зачем Он пришел к нам?). Это исторический факт. С тем же успехом можно было бы задать вопрос о том, зачем думать, что, например, существовал преподобный Сергий Радонежский, святитель Лука Войно-Ясенецкий (обладатель Сталинской премии, между прочим), Сенека, Цицерон, Юлий Цезарь, Петр Великий... Да любой человек, который жил. Так что вопроса зачем не стоит — это просто исторический факт.

Другое дело, что каждый человек, когда бы он ни жил, отвечает на вопрос о том, как он реагирует на то, что сделал для него Господь. Можно жить и делать вид, что ничего не было... По-моему, это так себе выбор, потому что игнорировать этот факт — это как-то очень странно, да и зачем? Потому что реакция на него потребует каких-то усилий по изменению жизни? Но скажите мне, что хорошее не требует усилий — образование, хорошая должность, хорошая и здоровая форма тела, воспитанные дети, уютный дом — все это требует усилий. Поэтому я думаю, что намного правильнее все-таки какой-то свой ответ дать на то, что Господь сделал для каждого человека. Думаю, что понятно, что правильный и адекватный ответ — это сделать шаг навстречу после того, как Сам Господь сделал столько шагов навстречу человеку.

Что касается заповедей... Вы понимаете, когда Господь человека сотворил, Он его сотворил по Своему образу и подобию. В человеке есть некоторые нормы, которые в нем заложены, как базовые настойки, для нормального существования и для реализации своего потенциала. Заповеди — это о том, что является для человека нормой. Заповеди Ветхого завета — это совсем азы. В любом приличном обществе Вас научат с самого детства ровно этому: не надо красть, не надо желать чужого, не надо говорить неправду. По мере взросления добавится еще что не надо убивать, не надо изменять своему супругу и толкать другого человека на измену. Что из этого Вы бы хотели убрать? Хотите начать красть, изменять, жить, всю жизнь мучаясь, что у Вас не такой дом, как у соседей? Что дальше — убивать или быть убитой? Иметь беспорядочные отношения? Я не думаю, что Вы этого хотите. Заповеди — это просто про нормальную жизнь, когда каждый член общества будет спокоен, не будет завидовать, когда в семье будет мир и любовь. К этим элементарным правилам человеческого общежития добавляется еще заповедь о почитании Бога (нет, конечно, можно делать вид, что Бога нет, но смысл?), о том, чтобы не делать идолов (а Вы хотите?), заповедь о субботнем дне (и она сочетается с почитанием Бога) и о том, чтобы не поминать имя Бога просто так (но и зачем бы так делать?). Забыл еще одну — о почитании родителей. Тут тоже все довольно просто: самим фактом своей жизни Вы обязаны (как и каждый человек) матери и отцу. Какими бы они ни были, это факт неотменимый. Далее степень выражения этого почитания варьируется в зависимости от множества факторов.

Перейдем к заповедям блаженства:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Мф. 5:2 — 12).

Это, конечно, намного более высокий уровень, а точнее, это тот уровень, который соответствует норме человека в том виде, в котором он задумал. Можете увидеть, насколько некоторые люди отошли от этой нормы. Выбор за Вами — Вы можете сознательно сказать, что не хотите полной реализации своего человеческого бытия, потому что многие люди в мире не знают про то, что такое норма, а Вам не хочется отстать от большинства. Ну... не знаю. А можете попробовать, призывая бога на помощь, все-таки приблизиться к норме, к полноте своей реализации. О смысле заповедей у нас есть текст.

Посмотрите его.

Что плохого в том, чтобы не надумывать о себе больше, чем есть на самом деле, чтобы видеть себя (и весь мир) просто-напросто как есть, адекватно? Разве не к этому призывают все психологи и те, кого модно смотреть в интернете? Ну вот, об этом первая заповедь.

Разве плохо — вторая заповедь — видя свое несовершенство, не гордиться им, а погрустить и попробовать исправить все так, чтобы было лучше? Например, не завидовать, а открыть свое дело или научиться тому, что хочется, не злиться и кричать на всех, а уметь правильно понимать свои эмоции и реагировать спокойно, адекватно и соразмерно ситуации? А лень — разве нехорошо посетовать, что она так владеет человеком, и попробовать с нею справиться? Это вторая заповедь — о том, чтобы не радоваться несовершенству, а правильно его оценить и что-то с ним сделать.

Третья — об отсутствии агрессии. Разве не хочется мира, любви, ласки, тишины, мягкости, доброты?

Четвертая — о стремлении к правде и Истине. А здесь что плохого? Мне кажется, люди только и стремятся что доискаться до истины, а кто истину скрывает, не пользуется ни особым почетом, ни уважением, ни авторитетом...

В тексте, на который я указал выше, расписано объяснение на каждую заповедь.
Честно говоря, я не вижу никаких оснований, чтобы тут что-то менять только из-за того, что кому-то дороги другие идеалы. Мне те, другие идеалы, не близки, я хочу быть со Христом, попробовать стремиться к тому, каким я могу быть, каким замысливал Господь. Пусть через тернии, но все-таки в Его сторону.

Не велел Бог ничего менять... и знаете почему? Потому что природа человека не поменялась. Сколько бы лет ни прошло — одна и та же у нас природа. Общество меняется, и просто в какие-то века общественные ценности совпадают с нормой, в какие-то — не совсем, а иногда они как бы и совпадают, но так лень следовать норме, так хитер лукавый, что проще расслабиться и сказать вроде «все так живут».

А вот не все! И Вам я тоже так не советую.

Так что не стоит ничего менять, лучше самим меняться к лучшему, развиваться, а не падать вниз, потому что другие выбрали падать... Я думаю, что так делать не надо.

Храни Господь!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
3
0
Сохранить
Поделиться: