Читаем акафист святителю Николаю

Зачем становиться на колени?

В одном из наших самых ранних номеров было опубликовано письмо читательницы, в котором она высказывала свое неприятие традиции коленопреклоненной молитвы и христианского преклонения перед Богом. Оно сопровождалось вот этим фото:

колени

На вопросы читательницы ответил сначала о. Аркадий, ныне епископ Пантелеимон (Шатов) , а затем ещё священник, ныне протоиерей Андрей Лобашинский.

Мария Егорова: "Мне неприятно видеть людей, стоящих на коленях"

Письмо в редакцию

Мне неприятно видеть людей, стоящих на коленях. Я не испытываю к ним жалости или неприязни, я просто их не понимаю. Неужели вера в Бога меряется тем, насколько низко ты склонил перед Ним голову?
Не понятен мне еще такой момент: зачем верить публично, всей толпой. Пришел вечером домой, всех накормил, все переделал, пошел перед сном в комнату, спустился перед образочком - помолился, с Богом поговорил. Нет, этого православным недостаточно. Нужно на почве любви к Богу создать общину, даже не общину - партию. Есть "свои", а есть "чужие". Это ли не гордыня?
И вот я - "чужая" – захожу в храм и вижу: стоят "свои", члены Русской Церкви на коленях. Они просят о Милости, они Его благодарят... Я бы предпочла видеть этих старушек, переживших войну и сорокалетний трудовой опыт, на экскурсиях по Западной Европе, в парках и на дачах. Я хотела бы видеть на их лицах не приниженное благоговение, а удовлетворенность и покой. Я хотела бы видеть этого молодого человека смеющимся.
"Для тех, кто устал от бессмыслицы" - написано на обложке этого замечательного журнала. Ну скажите мне кто-нибудь, почему нужно искать смысл жизни, ползая на коленях, лобызая руки батюшкам и кресты, заполняя свое время атрибутикой и паролями?! Почему каждая религия пытается поставить на колени?

Пантелеимон (Шатов), епископ Орехово-Зуевский: Время благоговейно склонить голову

Я думаю, что чувство благоговения не принижает, а возвышает человека. Это чувство благоговения человек испытывает не только перед Богом, но и перед матерью, перед невестой, перед подвигом других людей. Благоговение и благодарность - самые высокие чувства, которые есть в человеческом сердце. Жаль, если человек не понимает, что такое благоговение.
Господь в Евангелии, действительно, заповедовал молиться тайно и тайно совершать дела милосердия. Но когда люди собираются вместе, среди них присутствует Господь, Который сказал: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них". Поэтому когда люди собираются в храме для совершения служб, эти собрания не противоречат евангельскому принципу тайного совершения добродетелей. Ведь это так естественно для человека - поделиться с другими радостью, соединиться с другими в горе, в просьбе о помощи. Человек не просто существующий самостоятельно индивид, изолированный от других. Каждый из нас принадлежит всему человеческому роду, и стремление соединиться всем воедино, преодолеть, как говорил преподобный Сергий Радонежский, "ненавистную рознь мира сего", это стремление - тоже замечательное, искреннее чувство.
Конечно, и благоговение может быть ложным, и стремление соединиться может быть направлено не на то, чтобы быть с Богом, а, чтобы быть против кого-то. Наверное какие-то православные люди действительно заслуживают этих упреков, но все-таки, смотря на эту фотографию, хочется верить, что людей, на ней изображенных, привело сюда не желание показать свою веру перед другими, а желание в благоговении склонить головы перед святыней, которая была воссоздана на Красной площади.
Я думаю, что молодой человек, который здесь стоит, наверняка, умеет и смеяться, и радоваться жизни. Но всему свое время. Есть время радоваться, есть время и благоговейно склонить голову. Это же относится и к старушкам.
А то, что касается "своих" и "чужих", то, например, праведный Иоанн Кронштадтский (святой, живший в начале века) не разделял приходивших к нему с просьбой о помощи на "своих" и "чужих". Помогал всем. Так и любой православный человек, следуя завету Христа, должен стремиться оказывать добро каждому ближнему, который к нему обращается. Господь, объясняя, что такое любовь к ближнему, рассказывает притчу о милосердном самарянине, который помог человеку другой веры, другого народа. Так что, даже если и есть какие-то люди, которые пытаются создать свою общину для того, чтобы отделиться от всех, это еще не Церковь. Есть в православии и другие (большинство), которые собираются вместе, чтобы войти в общение со всеми людьми. Чтобы вновь обрести то соединение в Боге, которое было присуще человечеству до грехопадения.

Протоиерей Андрей Лобашинский: "Восстание с колен"

Письмо Марии Егоровой меня как священника очень взволновало. В частности, она спрашивает, почему каждая религия пытается поставить человека на колени. И собственно говоря, в чем смысл нашего преклонения перед Богом. Поэтому мне хотелось бы высказать, в качестве небольшого дополнения к ответу протоиерея Аркадия ШАТОВА, несколько соображений.

Мне кажется, что отличием, особенностью православного христианства как раз и является тот факт, что оно не ставит людей на колени, а наоборот — поднимает их с колен. Именно в восстании с колен и состоит суть христианства. Когда мы становимся на колени, мы свидетельствуем о том, что мы падаем, что мы грешны. ГРЕХ ставит нас на колени. Но когда мы поднимаемся с колен, мы говорим о том, что Господь прощает нам и делает нас своими любимыми детьми, любимыми сынами и друзьями.

В Евангелии Христос говорит ученикам: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». Эти слова подтверждаются всем духовным опытом Православной Церкви. Конечно, прежде всего здесь имеется в виду духовная свобода, внутреннее освобождение. Но и во внешних проявлениях — а христианство постоянно подчеркивает связь внутреннего и внешнего — наблюдается то же самое. Если мы посмотрим внимательно все церковные уставы, церковные постановления, то увидим, что стояние на коленях — это, по сути говоря, традиция неправославная.

Православие и древнее христианство знает преклонение колен, т.е. склонение на какое-то время в благоговейном поклоне… Либо в земном поклоне покаянном. Но затем и восстание с колен — как образ нашего освобождения, нашего прощения, нашего предстояния перед Богом. Недаром в Православной Церкви отменяются земные поклоны накануне воскресных дней и в течение всего воскресного дня, накануне великих праздников, а также во время всего Пасхального периода (до праздника Троицы).
Но и в поклонах нет никакого противоречия духу свободы, нет никакого унижения. Потому что, подчеркиваю, единственное унижение, которое человек знает, — это унижение от греха и от дьявола. Христианское же мировоззрение, наоборот, утверждает высокое достоинство человека. Ведь в человеке — образ и подобие Божье.

А относительно благоговения перед святыми хотелось бы еще вот что добавить. Преклоняться, склонять свою голову в восхищении, в благоговении — это естественное свойство человеческой души. И говорит оно не о том, что человек ограничен, а о том, что человек велик. И способен к возрастанию. Только когда мы сами признаём наше в чем-то недостоинство, мы можем двигаться вперед. Если же в нас это ощущение внутреннего несовершенства отсутствует, то тогда, скорее всего, мы находимся в тупике, в духовной пропасти.

Поэтому я бы очень хотел, чтобы Господь, по желанию Марии, просветил ее сердце и дал ей возможность увидеть Православие. Такое, какое оно есть — не религию, а свободный путь христианина к Богу. Путь, на котором в определенный момент смирение и покаяние естественным образом, а не в силу какого-нибудь принуждения, появляются в человеческом сердце.

 Фото Владимира Ештокина

восклицательный знакНапоминаем нашим читателям, что непосредственно через наш сайт, можно: за одну-две минуты оформить подписку на бумажные выпуски журнала, а также помочь с подпиской на «Фому» малоимущим людям или поддержать иные наши начинания.

Благодарны всем нашим молитвенникам и друзьям!

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

ВНИМАНИЕ: с 9 по 16 августа по техническим причинам вопросы приниматься не будут. Просим вашего понимания.

Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail – ответ придет вам на почту.

P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.
Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (22 голосов, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
Журнал№:
Поделиться:

  • Елена
    Елена 9 месяцев назадОтветить

    Православие делает упор на осознание своих ошибок. Если все идет правильно, то человек сокрушается от того, что наделал. Так же, как сокрушались и падали перед Христом на колени, желая, чтобы он изличил их. Православие хочет искреннего раскаяния. Христианство заточено на это. Но так не всегда бывает. Обычно мы просто лицемерим, а не раскаиваемся. Отдаем дань религии и просто совершаем обряд.

  • Лёля
    Лёля 10 месяцев назадОтветить

    Для смирения смертного греха - гордости. Господь смиренным помогает, а гордым противится.

  • Надежда
    Надежда 2 года назадОтветить

    Когда молюсь в храме или дома,часто появляется сильное желание опуститься на колени.Письмо Марии удивляет

  • Сергей
    Сергей 5 лет назадОтветить

    А мне ближе наши старушки, которые (почти) прожив жизнь, в преддверии к переходу в мир иной, посвящают его осознанию своей греховности, самоанализу, молитве за себя и своих близких. Они готовятся к Миру иному, вечному. А не шатаются по иным городам этого мира с остановившимся взглядом и обвешанные фотоаппаратами - в попытках заглушить голос собственнй совести. в страхе остаться наедине с собою и с Богом.
    С уважением,

Загрузить ещё