Вопрос читателя:
Полторы недели назад сделала аборт. Очень жалею, пыталась исправить и остановить процесс — поздно. Исповедовалась, священник порекомендовал не причащаться по физиологическим причинам. Каждый день в течение почти двух недель хожу на службу. Со мной двухлетний сын. Сына причащаю, сама нет. Сегодня другой батюшка во время причастия отругал, что нет смысла приходить в храм, не участвуя в причастии, а ребенок и так ангел, зачем каждый день к причастию водить? Я согласна с ним в какой-то степени. Только не понимаю, зачем вообще ходить в храм, если не исповедуешься и не причащаешься? Может, смысла нет и детей до 7 лет причащать, они и так ангелы?
Елена
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогая Елена, вынужден разочаровать Вас — дети с самого рождения не являются ангелами ни по природе, ни по состоянию души. С рождения ребенок перенимает от родителей склонность ко греху, причем не потенциальную, а вполне себе реальную. И уж в два года у ребенка достаточно немало (хотя уж точно меньше чем у нас) страстей и грехов, хотя он в силу возраста не может нести ответственности за них. Этот вид греховности во многом подобен болезни, когда человек не виноват, что он болен, однако страдает от недуга. Так что причащать ребенка следует с достаточно частой периодичностью, так как Причастие — лекарство для души.
Простите, если это не так, но у меня сложилось впечатление, что Вы до конца не осознали степень тяжести совершенного Вами греха. Да, Вы сожалеете о совершенном аборте, но речь идет не о медицинской процедуре, а о том, что Вы убили собственного ребенка! Посмотрите на своего сына и представьте, как бы Вы чувствовали себя, если бы убили его. А ведь Вы убили точно такое же своё дитя! О каком недопущении к Причастию по физиологическим причинам может идти речь? Чтобы иметь возможность причаститься не в осуждение, Вам со слезами надо глубоко раскаяться в совершении детоубийства, понести долговременную епитимию и лишь тогда приступить к Телу и Крови Христа. Постарайтесь это осознать. Вы нанесли смертельную рану своей душе и Вас нужно спасать, иначе Вы окончательно погибнете. Здесь нужна, образно выражаясь, реанимация, а не таблетка.
Что же до посещения храма без участия в Таинствах Церкви, то подобная мера епитимии существовала в истории Церкви. Совершившие смертные грехи не допускались до Причастия, однако могли (и должны были) посещать храм, иногда даже ограничиваясь молитвой на паперти или только части Литургии. В современном христианском обществе возникла странная тенденция требовать от всех, пришедших в храм, обязательно причащаться. С одной стороны, эта попытка поднять градус духовного трезвения прихожан может приносить пользу, но если подходить к ней без индивидуального подхода, шаблонно, то результат может привести к духовной катастрофе. Поэтому я призываю Вас к более серьезному раскаянию за совершение аборта, временному воздержанию от Причастия и неуклонному посещению храма. А сына причащать необходимо, как необходимо воспитывать его в вере и благочестии и в домашней обстановке.
Помоги Вам Господь!