Вопрос читателя: 

Объясните, пожалуйста, зачем посредничество святых?

К примеру, я прошу у Бога нечто, Он не даёт мне желаемое, значит, обращаясь к какому-нибудь, святому я ставлю под сомнение решение Бога? Или, если я обращаюсь изначально к святому, почему я изначально не обратился к Cоздателю?

Если я обращаюсь постоянно к какому-нибудь святому, не создаю ли я себе кумира?

Всеволод

Отвечает протодиакон Сергий Епифанцев:

Всеволод, здравствуйте!

Спасибо вам за вопрос. Действительно, если человек создает некий «пантеон» из святых, в котором назначено, какому святому в каком случае молиться — когда голова болит или ноги — то это язычество и оскорбление Бога, «дивного во святых Своих» (см Пс. 67:36). Люди, которые таким образом «почитают» святых, зачастую не знают их житий и относятся к ним ровным счетом никак. Действительно, как к безликим кумирам.

Давайте посмотрим, что говорит Библия о ходатайстве святых перед Богом. «Разве не знаете, что святые будут судить мир?..» (1Кор. 6:2), говорит апостол Павел в послании к Коринфянам. Следует, правда, добавить, что святыми он именует всех христиан. А в следующем стихе он говорит, что мы будем судить ангелов, что уж совсем страшно себе представить. Книга Откровения Иоанна Богослова говорит нам о молитвенном ходатайстве святых перед престолом Божиим: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр. 8:3-4). 

Апостол Петр обещает заботиться о христианах по окончании своей земной жизни: «зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» (2 Пет. 1: 14-15).

Всмотримся в слова апостола Иакова: «...признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16). О чем эти слова? Мы — Церковь — «составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:5). Наша молитва — это проявление любви друг ко другу во Христе. Молитва друг со другом, и друг за друга — это вовсе не список просьб, которые мы адресуем Богу, потому что «...знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:8). Так, что если мы просим друг друга о молитве — это конечно не значит, что мы решили совместно «переубедить» Бога по какому-либо поводу.

Молитва — это общение любви. Молитва святых о нас — это наше единение с нашими старшими братьями и сестрами, с нашими небесными друзьями, которые уже прошли путь, по которому мы идем. И мы просим их наставничества, чтобы научиться их добродетелям, как и апостол Павел учит нас: «...подражайте мне, как я Христу» (1Кор. 4:16), «подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» (Фил. 3:17),  «поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). И конечно мы просим их, чтобы они, царствующие со Христом, молились о нас, потому что много может молитва праведного.

О святых рекомендую Вам прочесть следующие материалы:

Святые – зачем нам нужны такие Божьи “проводники”?

Кто такие святые?

10 ликов святости. Инфографика

Храни вас Господь!

Фото Анастасия Ситникова

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
5
0
Сохранить
Поделиться: