Из шести воскресений Великого поста три посвящены памяти святых. Второе воскресенье — святителю Григорию Паламе, четвертое — преподобному Иоанну Лествичнику, пятое — преподобной Марии Египетской. О паламистском богословии и его практическом значении для людей, живущих духовной жизнью и радеющих о спасении души, мы уже говорили ранее. На очереди преподобный Иоанн Лествичник. Его появление в ряду подвижников, на которых Церковь обращает наше внимание Великим постом, не случайно. Как и Григорий Палама, преподобный Иоанн был не только человеком святой жизни и выдающимся подвижником своего времени, но и духовным писателем, мыслителем. Он известен как автор, наверное, одного из самых любимых в Православии аскетических произведений — «Лествицы», или, в переводе на русский язык, «Лестницы».
О жизни преподобного Иоанна известно не слишком много. Он родился в VI веке в Константинополе. Предположительно его родителями были Ксенофонт и Мария, также прославленные позже в лике святых. Иоанн получил хорошее образование и в 16 лет ушел в монастырь на Синае, где вскоре принял монашеский постриг. После смерти аввы Мартирия, у которого Иоанн после принятия иночества 19 лет находился в послушании, он стал отшельником и провел в уединении около 40 лет. За это время слава о нем как о старце святой жизни и большого духовного опыта разнеслась по окрестным обителям. Множество людей обращалось к нему за советом и поучением. В возрасте 75 лет Иоанна против его воли избрали игуменом Синайской обители. На этом посту преподобный пробыл четыре года. Почувствовав приближение смерти, он вновь удалился в уединение, где через год мирно отошел в вечность. Находясь во главе монастыря, Иоанн по просьбе игумена располагавшейся в 30 километрах от Синая Раифской обители, которого тоже звали Иоанн, и написал свою знаменитую «Лествицу».
Этот без преувеличения эпохальный труд в течение многих столетий был предметом аскетических и богословских размышлений, разбирался на цитаты, служил практическим руководством для целых поколений монахов и мирян. Особым вниманием «Лествица» пользовалась в исихастской традиции. Тот же Григорий Палама неоднократно упоминает Иоанна Лествичника и охотно цитирует его в своих знаменитых «Триадах в защиту священнобезмолвствующих». Влияние сочинения преподобного Иоанна испытали на себе не только «профессионалы» духовной жизни — богословы, монахи, священнослужители, но и люди вполне светские, среди которых знаменитые представители золотого века русской литературы. «Лествица» была буквально настольной книгой Н. В. Гоголя. Есть версия, что в качестве прототипа для Акакия Акакиевича из «Шинели» Николай Василевич использовал Акакия Савваита из 4-й главы «Лествицы». Ею же вдохновлялся Ф. М. Достоевский, которому ее подарил преподобный Амвросий Оптинский во время посещения писателем Оптиной пустыни.
Что же представляет собой «Лествица»? Это довольно объемная книга, разделенная на 30 глав по числу лет земной жизни Иисуса Христа перед выходом на проповедь. 30 глав — это 30 ступеней христианской жизни, поднимаясь по которым, человек имеет все шансы достигнуть духовного совершенства. Каждая ступень — это добродетель, в которой следует упражняться и совершенствоваться, или греховная страсть, с которой необходимо бороться. По словам автора, читатель сам должен определить, на какой именно ступени духовного восхождения он находится («пусть каждый смотрит сам, на какой стал он ступени», — пишет он), и, осознав свое состояние, идти дальше вверх «как бы по лествице». Сам образ лестницы преподобный Иоанн заимствовал из пророческого видения древнего патриарха Иакова: однажды, заснув по дороге, он увидел лестницу протяженностью от земли до неба, по которой восходили и спускались ангелы.
Строго говоря, «Лествица» — это практическое руководство, изначально адресованное монахам. В письме к преподобному Иоанну Лествичнику Иоанн Раифский просит его «начертать законы, свойственные и приличные монашескому житию (выделено мной — Е.М.)». И названия многих глав указывают на целевую аудиторию книги. Например, «Об отречении от жития мирского», «О странничестве, то есть уклонении от мира», «О блаженном и приснопамятном послушании» и т. д. В этом случае возникает закономерный вопрос: а нужно ли вообще читать «Лествицу» людям, находящимся в миру, условия жизни которых разительно отличаются от монашеского жития в египетской пустыне в VII столетии? Не будет так, что «Лествица» не только не поможет, но, напротив, навредит современному христианину, который, пытаясь следовать рекомендациям преподобного Иоанна, попросту надорвется или придет в состояние духовной прелести? На самом деле не будет, если читать «Лествицу» с рассуждением, сосредотачиваться на смыслах, которые вложил в ее содержание преподобный Иоанн, стараться не механически переносить в мир современного мегаполиса изложенные там практические советы и рекомендации, а творчески адаптировать их к условиям своей жизни.
Примером такого взвешенного, вдумчивого отношения к духовной жизни и аскезе был сам Иоанн Лествичник. Он следовал существовавшему в то время монашескому уставу и не совершал ничего сверхъестественного: ел и пил все, что позволял обычай, но не позволял себе лишнего, спал ровно столько, чтобы сохранять силы и работоспособность, в своей повседневной жизни сочетал молитву и физический труд, но при этом не изнурял себя до полного изнеможения. При этом его биограф говорит, что он буквально пламенел любовью к Богу. Такой путь сам Иоанн Лествичник, синтезируя аскетический опыт подвижников, называет царским. Он подразумевает рассудительность, смирение как трезвое осознание своего духовного состояния, терпение как принятие жизни в ее многообразии, трезвость и состоит в умении найти золотую середину между чрезмерным напряжением и расслабленностью. Царский путь предполагает творческий подход, активность, привычку заглядывать внутрь себя, анализировать обстоятельства и выстраивать свое поведение в соответствии с духовной пользой.
Такой подход к жизни пронизывает «Лествицу». Да, мы можем встретить там примеры аскезы, которые, по слову самого автора, «для одних покажутся невероятными, для других — превосходящими надежду, а для иных — приводящими в отчаяние». Но это идеал, который, с одной стороны, служит ориентиром и задает направление движения, а с другой — в силу своей высоты и для большинства людей практической недостижимости, — воспитывает смирение и трезвое осознание своих возможностей. Каждый из нас, занимаясь каким-либо делом — будь то профессиональная деятельность, воспитание детей, отношения в семье, хобби, работа в саду или на огороде, — имеет представление о некоей идеальной картине, о том, как это должно выглядеть в предельном выражении. Но думаю, не ошибусь, если предположу, что этот идеал чаще всего оказывается недостижим. Более того, по мере приближения к нему он приобретает какие-то новые грани и отодвигается еще дальше. Однако если мы действительно увлечены чем-то, то эта особенность становится не причиной отчаяния и остановки, а, напротив, дополнительной мотивацией для движения вперед, залогом роста и будущего успеха.
И Лествица как раз об этом. «Не ужасайся, — пишет Иоанн Лествичник, — если и каждый день падаешь, и не отступай от пути Божия, но стой мужественно; и без сомнения Ангел, который хранит тебя, почтит твое терпение». Великий пост уже перевалил за свой экватор, и, скорее всего, каждый из нас уже неоднократно «упал». Поэтому сейчас самое время вооружиться советом преподобного Иоанна и, поднявшись, продолжить идти к духовной цели, которую мы поставили себе, вступив на великопостный путь. До его окончания осталось совсем немного.