Вопрос читателя:

Здравствуйте! Мне хочется стать православным человеком (я крещеная, но не воцерковленная, за исключением раннего детства), но мое восприятие мира противоречит основе христианских ценностей — идее о бессмертии и спасении человеческой души. Я, кажется, верю в Бога. И мне нравится христианский образ жизни. Я хотела бы вести именно такой (по крайней мере, попытаться в рамках своих сил). Но идея бессмертия человеческой души погружает меня в невозможно глубокую тоску. Я просто хочу, чтобы Бог, по возможности, помог мне достойно продержаться время, которое я провожу на земле. Я не хочу жить вечно. Я вообще не представляю ценности вечного существования своей души. Мне кажется, что не существовать вообще — значительно лучше, чем существовать вечно. При одной мысли об этом мне становится очень плохо. Есть ли смысл пытаться приходить в храм с подобной позицией? Не хочу отказываться от попытки воцерковления, если на нее есть шанс. Благодарю за уделенное время!

Мария

Ответ священника:

Бог Вас да благословит, дорогая Мария!

Давайте я расскажу Вам немного о Вас и о Вашей — и моей, и вообще многих других людей — человеческой природе, и мы вместе подумаем, что Вас пугает и в чем может быть загвоздка. И, что не менее важно, как эту загвоздку обойти.

Человек изначально сотворен бессмертным, то есть для вечной жизни. Это наша природа, говоря современным языком, наши «заводские настройки», наша норма. Такая вечная жизнь для человека возможна только в соединении с Богом, в соработничестве с Ним. Так же, как тело не может жить без воздуха, воды и пищи, так же душа не может жить без контакта, общения с Богом. Это ее природа. Без воздуха, воды и пищи тело умирает, без общения с Богом умирает душа.

Когда произошло грехопадение Адама и Евы (сразу даю ссылку на подробные материалы История Библейских катастроф и Грехопадение. Порча и Грехопадение: древний обманщик), произошел разрыв между человеком и Богом. Человек решил, что может все сам, и отделил себя от Бога. Тогда-то и произошла катастрофа — кардинальная перестройка, слом человеческой природы, причем и на уровне тела, и на уровне души. Человек стал смертен в своей телесной части, а для души появился вариант — либо она живет вместе с Богом (и, стало быть, наследует вечную жизнь), либо она живет не с Богом (стало быть, не по своей природе, и поэтому в вечности умирает).

Как видите, вечная жизнь — это норма для нас, а ее отсутствие — не норма, результат слома, повреждения, травмы.

Когда человек рождается, у него нет опыта вечной жизни. Только те, кто занимается жизнью духовной, испытывают это прикосновение к вечности. А в бытовой жизни такого нет.

Поэтому опыт вечности оказывается за рамками нашей эмпирики, нашего опыта. Человек воспринимает вечность, опираясь на то, что видит на земле, и с этого земного ракурса вечность может пугать, потому что это что-то из области больших чисел и пространств, которые могут ужасать тем, что мозг не видит их предела, а беспредельное пугает.

Но если ощутить вкус вечности, прикоснуться к нему, она будет восприниматься совершенно иначе, с другой точки, с другого ракурса.

Это примерно как любовь и отношения: те, у кого опыт травмирующий, боятся отношений и любви, потому что воспринимают их в искаженном свете, а те, у кого опыт хороший, радуются отношениям и любви, потому что видят и ощущают в них полноту, расширение опыта, радость.

Можно привести и более приземленную аналогию: если у человека нет развитых мышц, занятия спортом его пугают и приносят боль и муку, видятся как нечто тяжелое, а пробежка или долгая прогулка заранее вызывает мучение и опасения. А если человек подготовлен и натренирован, прогулка и новые нагрузки будут ему в радость, он будет стремиться взять новую дистанцию, высоту, проверить себя. Да и в целом с удовольствием будет воспринимать тренировки.

Вечность — это не про бесконечное количество лет, потому что, когда настает вечность, в ней нет времени. Как это, мы не можем представить. Вечность — это прежде всего про радость общения с Богом и близкими, про особое наполнение, про то, чтобы вернуться в свою норму и жить по ней.

И тут мы вспоминаем, что грехопадение случилось не на пустом месте, а там подсуетился лукавый, который как раз и предложил человеку выбор — быть ли с Богом и советоваться ли с Ним или быть самому, отдельно от Бога (и при этом утаил от человека последствия такого выбора). И каждый раз, когда перед Вами стоит какой-то выбор, так что результатом его может быть отпадение от Бога, Церкви и духовной жизни, знайте, что за ним стоит лукавый, потому что его цель — не допустить, чтобы человек жил в вечности.

Лукавый очень изобретателен. Например, в книге «Письма Баламута» Вы можете прочесть в увлекательной манере о том, как он действует, очень полезное чтение, на многое открывает глаза. Но итог всегда один: не пустить человека к Богу.

В Вашем случае он пытается ловить Вас за Ваше земное восприятие бесконечности и вечности. Не поддавайтесь.

Чтобы не поддаваться, чтобы душа оживала для вечности, как раз и нужна духовная жизнь и участие в Таинствах церковных (прежде всего, исповеди и причастия Святых Христовых тайн). Общаясь с Богом в молитве, занимаясь с собой, черпая благодать в Таинства, очищая свою душу от искажений и ошибок (по-церковному, грехов), человек восстанавливает себя и делается открытым и способным для прикосновения к вечности и постепенно, живя на земле, начинает жить и для вечности. Об этом мы писали в материалах

Вы подумайте о том, о чем я написал, и вместо теоретических рассуждений переходите к практике — духовной жизни под руководством опытного священника. Подготовьте свою душу, займитесь ей — и Ваше восприятие подправится и станет более близким к правильному, с Божией помощью, выправится.

И просите Бога о помощи в духовном пути и в восстановлении верного восприятия. Господь слышит каждый Ваш вздох — и поможет, направит Вас, дорогая Мария.

Помоги Вам Господь!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
1
14
Сохранить
Поделиться: