Вопрос читателя:

Если Бог создал все, то зачем Он создал австралопитеков, неандертальцев, кроманьонцев, которые жили на Земле сотни тысяч лет? Это промежуточные виды между обезьяной и человеком. Почему он не создал сразу человека?

Валерия

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Здравствуйте, Валерия!

Проблемы антропогенеза несколько сложнее того, что нам описывают в школьных учебниках. Наука о происхождении человека продолжает развиваться. И здесь мы сталкиваемся с неверным пониманием теории Дарвина и смешением двух его учений друг с другом.

Первая теория была понята даже частью научного сообщества как учение о происхождении человека от обезьяны, тогда как заключалась в том, что у обезьян и человека мог быть общий предок. Вплоть до 70-х годов ХХ века существовала околонаучная проблема «недостающего звена» между обезьяной и человеком. На самом деле научный поиск биологических предков человека интенсивно продолжается. Позволю себе небольшую цитату:

«Лет 70 назад, когда подобных находок было не так много, ситуация казалась относительно простой. Жил-был австралопитек, потом от него произошел питекантроп, потом неандерталец и т.д. Когда находки стали накапливаться, выяснилось, что прямоходящих человекообразных существ на нашей планете когда-то жило множество. Например, 2—4 миллиона лет назад по Африке разгуливало сразу несколько видов австралопитеков. И можно быть уверенным, что в ближайшее время будут описаны новые виды, сейчас неизвестные! Очевидно, что кто-то из австралопитеков дал начало человеческому роду. Но также бесспорно, что все они одновременно быть нашими предками не могли… Кто же конкретно из австралопитеков — наш пращур? А может, предков было несколько? (ведь многие виды приматов могут скрещиваться, образуя гибриды…)».

Как видите, наука за эти годы не приблизилась к удовлетворительному окончательному ответу о том, кто же из древних людей, возможно, был нашим биологическим предком.
Существует масса сомнений целого движения креационистов, и в датировках находок древних людей и в том, что это именно предки человека, а не его ранние вымершие современники. И, особенно, в методологии реконструкций внешности древних людей. Эти сомнения служат предметом бурных научных дискуссий.

Другая проблема этих дискуссий состоит в том, что многие их участники принимают во внимание другое учение Дарвина — об эволюционном происхождении видов. Это более широкое учение, которое касается не только проблемы антропогенеза. И оно задает рамки дискуссии о происхождении человека.

Сам факт эволюции одного вида в другой пока не удалось доказать достаточно достоверно. Равно как и скорость этой эволюции. Датировки базируются на допущении постоянства времени и скорости процессов, протекающих в нем. Это постоянство тоже подвергается сомнению. Одна из оригинальных гипотез говорит о существенном замедлении скорости света со времени творения.

В любом случае, очевидно, что предлагаемая наукой гипотеза достаточно относительна, чтобы на её основании задавать вопросы о том, почему Господь сделал так или иначе.
Стоит дождаться некоторой определенности в научном знании о человеке, а пока сосредоточиться на более насущных проблемах спасения наших душ в вечности. И тогда, в Царствии Небесном, мы сможем вопросить об этом. Только, почему-то думаю, что происхождение человека будет нас интересовать далеко не в первую очередь.

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
1
0
Сохранить
Поделиться: