Историческая эволюция различных способов производства, торговли, обмена тесно связана с историей религии. Все национальные и мировые религии не только занимались духовно-нравственными вопросами, но и непосредственно вмешивались в повседневную хозяйственно-экономическую деятельность людей, божественным авторитетом санкционируя отношения собственности, владения, благословляя одни виды экономической деятельности и осуждая другие. Продолжают ли сегодня действовать эти механизмы и можем ли мы ими воспользоваться? С этим вопросом мы обратились к известным российским экономистам.
С ПРАВОСЛАВИЕМ ЛУЧШЕ, ЧЕМ БЕЗ НЕГО
Андрей НЕЧАЕВ, президент банка “Российская финансовая корпорация”
– Я думаю, что в XXI веке ни одна религия не оказывает ключевого влияния на экономический рост. Другое дело, что многие религиозные, в том числе православные каноны, были бы отнюдь не лишними для предпринимательского климата, если бы они были всерьез восприняты деловой средой. Например, мы знаем из истории, что в дореволюционной России немалая часть сделок заключалась устно. Было даже такое понятие – русское купеческое слово. И это слово было дороже, чем подписанный и даже заверенный нотариусом контракт. Вот этого, безусловно, в нашем современном предпринимательстве не хватает.
Если бы у подавляющей массы российских бизнесменов были искренние религиозные убеждения, не возникло бы целого ряда корпоративных конфликтов, была бы совсем другая корпоративная культура. Вряд ли получил бы такое распространение насильственный захват компаний, с применением силовых методов, с привлечением правоохранительных органов и коррумпированной судебной системы. Проблема в том, что в современной предпринимательской среде религиозное сознание развито очень слабо. Сейчас стало модно лишь формально исполнять религиозные обряды.
Я не считаю, что православная традиция отрицает дух предпринимательства, личное богатство. Такая точка зрения если и есть, то, прежде всего, у беднейших слоев населения. Другое дело, что наша страна пережила недавно период первоначального накопления капитала, разделивший людей на богатых и бедных. Процесс этот у нас, как и во всем мире, проходил болезненно. И то, что многие российские капиталы получены небезгрешным путем, – это факт. Но утверждение, что если человек богат, он “автоматически” грешен, – это просто глупость. Кстати, занятие бизнесом – тяжелый и ответственный труд. И это хорошо понимает Протестантизм, возникший во многом как религия среднего класса.
Россия переживает сейчас уникальный период трансформации. В отличие от всей мировой цивилизации, экономическое развитие которой шло “естественным” путем, мы вынужденно движемся в обратном направлении – возвращаемся от социализма к капитализму. Наш “казарменный” социализм, насажденный насильственным путем, разрушил многие российские национальные традиции, в том числе и религиозные. И идущий сейчас процесс обратной трансформации – от навязанного атеизма к новому пониманию духовных ценностей, в том числе религиозных, требует времени. Процесс этот конфликтный и болезненный.
НА ЭКОНОМИКУ РЕЛИГИЯ И ЭТИКА ОСОБО НЕ ВЛИЯЮТСергей КИСЕЛЕВ, заведующий кафедрой агроэкономики экономического факультета МГУ имени Ломоносова
Историческая эволюция различных способов производства, торговли, обмена тесно связана с историей религии. Все национальные и мировые религии не только занимались духовно-нравственными вопросами, но и непосредственно вмешивались в повседневную хозяйственно-экономическую деятельность людей, божественным авторитетом санкционируя отношения собственности, владения, благословляя одни виды экономической деятельности и осуждая другие. Продолжают ли сегодня действовать эти механизмы и можем ли мы ими воспользоваться? С этим вопросом мы обратились к известным российским экономистам.
– Есть мнение, что религия влияет на экономическое благосостояние. Протестанты считаются наиболее успешными: они трудолюбивы, дисциплинированны и очень экономны. Но тогда как быть с мусульманами? Или с японцами – синтоистами и буддистами? Серьезных научных исследований по этому поводу я не встречал. Скорее, это гипотеза, которая требует доказательства.
Вот на ранних стадиях экономического развития религия действительно оказывала существенное воздействие. Отставание Испании, ее проигрыш Англии в определенной степени связаны с тем, что Католицизм тогда породил инквизицию и стал препятствием, барьером, сдерживавшим развитие страны, искусства, науки...
Если же речь идет о России – то мы просто отстали. Это очевидно. Отстали не в высокой культуре и искусстве, а в культуре бытовой, производственной, нам не хватает дисциплины, ответственности.
На нынешней стадии экономического развития ни религия, ни этические представления на расстановку сил особо не влияют. Страны, находящиеся в “отрыве”, стремятся его сохранить, и им это удается.
Патриархальность явно устарела. Крестьян больше нет – есть фермеры. Во многих языках само слово “крестьянин” (“peasant», “paysan”) употребляется только как архаичное, применительно к феодализму. Иностранцам вообще трудно объяснить, чем отличается наш “крестьянин” от их “фермера” – слишком велик разрыв в уровне образования, коммуникаций и в других областях. И Православие тут ни при чем. Во многих российских деревнях еще в 50–годы ХХ века не было отхожих мест. Уровень бытовой культуры очень низок. Он у нас и в городах ниже, чем в развитых странах.
И если раньше тормозом развития являлся и “железный занавес”, сегодня дело, главным образом, – в отсутствии информации, передачи знаний и умений.
НАДО РАЗВИВАТЬ ТОТ БИЗНЕС, КОТОРЫЙ СООТВЕТСТВУЕТ НАШЕЙ ТРАДИЦИИ
Иван ГРАЧЕВ, председатель партии “Развитие предпринима-тельства”, председатель Национального совета оценщиков России
– Мои предки по одной линии из поколения в поколение были православными священниками, и я совершенно не приемлю распространенные утверждения о том, что наиболее успешны в бизнесе люди протестантских убеждений. Когда у нас в 1998 году был дефолт, протестанты “кидали” и наших и своих соотечественников по тем же схемам, что и наши банкиры. И наоборот – и в католической Испании, и в основном протестантских Соединенных Штатах работает много наших бизнесменов. Не знаю, насколько они являются носителями православных традиций, но они точно не протестанты и не католики, а работают так же успешно и законопослушно, как и их местные коллеги.
Конечно, нельзя сказать, что способы ведения бизнеса и его результаты совсем не зависят от убеждений. Одни люди могут преуспевать в проектах, связанных с вложением денег под небольшие проценты, а других не устраивают 5% годовых и они выбирают более широкие сферы деятельности. Классический пример – ипотека. У мусульман ростовщичество запрещено религией. Но это не значит, что мусульмане не занимаются ипотечным кредитованием: они модифицировали его так, чтобы оно не нарушало их религиозные установки.
Посмотрите на тех же индусов. Они пробиваются в сферу экономики знаний. Каким образом? У них была сильнейшая математическая традиция. Сейчас они ее развивают. И с религией это, конечно, связано, ведь математика – это мощное абстрагирование от реального мира. В России математическая школа иного рода. Она, несомненно, мощнее индийской. А Лобачевский или Чебышев – были православными? Были.
Я абсолютно уверен, что Россия как носитель православной традиции, в части генерирования знаний не уступит никому. Поскольку уважение к духу и к знаниям как к части этого духа, на мой взгляд, всегда было присуще православному сознанию. Поэтому на данном этапе было бы правильнее искать такие сферы бизнеса, где наши национальные черты и религиозные представления могли быть наиболее успешными. Например, связанные с духовной и интеллектуальной сферой. Некое чрезмерное уважение к накоплению личного богатства в протестантской традиции, несомненно, есть. Даже в ущерб развитию своего духа и отношениям с другими людьми. Это значит, что в тех сферах бизнеса, где важен быстрый успех и личное накопительство, они будут успешны. Но это сегодня. А что будет завтра, мы не знаем.
РЕЛИГИОЗНОСТЬ - ЗАЛОГ ВЗАИМНОГО ДОВЕРИЯ
Леонид ГРИГОРЬЕВ, декан факультета менеджмента Международного Университета в Москве
– Спор о влиянии религий на экономическое развитие идет давно. Первый, кто обратил внимание на возможное воздействие религии на экономику, был Макс Вебер. Он, опираясь на статистику, показал, что в еврейских и протестантских семьях сумма доходов и сбережений была намного выше, чем в семьях католиков. А накопление в отдельных семьях и дает толчок к экономическому развитию страны.
Длительное время считалось, что Католицизм тормозит экономический рост, в частности, тем, что отвлекает большие средства на строительство громоздких сооружений и содержание многочисленного духовенства. Однако это давно перестало рассматриваться как проблема. Сейчас важнее соблюдение этических норм в области контрактного права и надежность прав частной собственности.
Долго полагали, что буддизм по идее должен тормозить экономическое развитие стран Юго-Восточной Азии. Ведь специфические установки местных религий требовали в ряде случаев ухода от внешнего мира. Зато там оказалась очень высокая трудовая этика, высокая терпимость, готовность хорошо работать длительное время за сравнительно небольшие деньги.
Любопытный феномен произошел с исламом. Коран запрещает брать проценты за кредит, но мусульмане нашли способ взимать плату за пользование деньгами, не нарушая норм Корана. Однако во многих мусульманских странах целый ряд аспектов общественной жизни до сих пор притормаживает экономическое развитие. И только огромные нефтяные деньги объясняют экономический бум в арабском мире.
Что касается Православия, то все знают, что оно пришло на Русь из Греции. А греки – народ очень одаренный, особенно в области коммерции. Греческая Православная Церковь никогда не сдерживала их творческих предпринимательских устремлений. Да и у православных румын, молдаван, сербов и других балканских народов Православие экономике не мешало. Что касается России, тут все до такой степени переломано прошлым веком, что вычленить роль Православия очень трудно – уж очень все перемешано. Но я убежден, что наша Церковь могла бы существенно усилить свое влияние на общество в области морали, и таким образом способствовать экономическому прогрессу в стране.
Авторитет Православия может существенно улучшить положение в области контрактного права. Ведь на Нью-Йоркской бирже сделка стоимостью 100 000 000 долларов считается заключенной, если два человека по телефону сказали друг другу “да”. И даже если через секунду человек понимает, что он ошибся, сделка выполняется. А одной из слабостей российского бизнеса является низкое качество выполнения контрактов, взаимное недоверие и незащищенность прав собственности. И если бы Россия вновь обрела репутацию страны, в которой и государство, и бизнес, и граждане выполняют все обещания, это принесло бы колоссальную пользу.