За что Иван Грозный убил митрополита Филиппа

За что Иван Грозный убил митрополита Филиппа

Приблизительное время чтения: 3 мин.

В 2021 году Русская Православная Церковь отмечает 455-летие со дня восшествия на митрополичью кафедру святого митрополита Филиппа. О святителе Филиппе (Колычеве) в видеоматериале журнала «Фома» рассказывает доктор исторических наук и постоянный автор журнала Дмитрий Володихин.

В этом году Русская Православная Церковь отмечает 455-летие со дня восшествия на митрополичью кафедру большого русского святого митрополита Филиппа. В 1566 году он стал во главе Русской Православной Церкви, около двух лет управлял ею, выступил против опричнины. Сначала увещевал государя тайно, затем публично отказал ему в благословении. Был подвергнут суду, низвергнут с митрополичьего сана, оказался простым монахом. Впоследствии был убит одним из видных опричников, Малютой Скуратовым в 1569 году.

При этом, митрополит Филипп преследовал только одну цель. Он не хотел распространения злобы в христианском обществе. Он хотел сохранения любви. И главная фраза, которая наилучшим образом характеризует митрополита Филиппа, прочитывается в одном из его посланий.

Главная фраза его жизни «Бога ради живите любовно», пишет он. И именно за эту любовь он, как великий пастырь, как один из главнейших светочей нашего иночества положил свою жизнь. Пастырь положил жизнь за словесных овец своих, как говорили в то время.

Митрополит Филипп как будто прожил несколько разных жизней, и все они укладываются в его, не столь уж длинную, судьбу. Он родился в 1507 году и до 1537 года, в течение тридцати первых лет своей биографии не был человеком Церкви. Он был отпрыском знатного боярского семейства. Перед ним открывались возможности блистательной карьеры при дворе русских государей.

Тем не менее, он отринул все это, и по прошествии 3 десятилетий своей жизни отправился на Север пешком, сделался простым монахом в крайне тяжелых условиях Соловецкого монастыря. Через некоторое время он стал уже игуменом этого монастыря и игуменствовал в течение 20 лет. Вот его вторая жизнь, жизнь инока и игумена на севере. Очень тяжелая жизнь, потребовавшая от него всего напряжения души и веры. Но и результаты его действий на Соловках блистательные. Именно при нем было построено 2 великолепных каменных храма, именно при нем появилась монастырская каменная гавань, именно при нем монастырь гигантски расширился, испытал время расцвета. Там было около 200 иноков. Представьте себе, 200 иноков. Может ли это быть сейчас, в каком-либо, даже самом крупном северном монастыре. Вряд ли. При игумене Филиппе так было. И вот наконец третья его жизнь — митрополичья, когда он взошел на верхнюю ступень жертвенности, христианской жертвенности в судьбе своей. Митрополита Филиппа, а до того игумена Соловецкого и простого инока Соловецкого очень любили на севере, на Соловецком архипелаге. Именно там впервые сложился культ местного чтимого святого Филиппа. И иноки соловецкие отправили специальную, если можно так выразиться, делегацию к государю Федору Ивановичу и выпросили у него мощи святого Филиппа в 1590 году. Затем с севера почитание святого Филиппа шагнуло в коренную Россию. И с середины XVII века он уже общерусский святой. В 1652 году его мощи были перенесены в Москву и ныне они лежат в Успенском соборе Московского Кремля.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (61 голосов, средняя: 4,66 из 5)
Загрузка...
3 сентября 2021
Поделиться:

  • Евгений
    Евгений2 недели назадОтветить

    Слабая и однобокая статья, не раскрывающая своего заголовка и оперирующая не доказанными предположениями, выдаваемыми за факты (например, "Впоследствии был убит одним из видных опричников, Малютой Скуратовым в 1569 году.").

  • Patricia
    Patricia3 недели назадОтветить

    Greater shame than the reign of Ivan the Terrible was the use of the Solvetsky Monastery as a prison camp. The great structures built by Metropolitan Philip to glorify God were desecrated. Today, some argue against restoration of the monastery, saying that СЛОН is a part of Soviet history.

  • Сергей
    Сергей1 месяц назадОтветить

    Обычно говорят, что Иван Грозный создал сильное государство, притеснил бояр и убил меньше, чем европейские короли. Но сильное государство укрепил еще его дед, а сравнивать число жертв надо не с европой, а с Русью до него. Грозный ввел неограниченный абсолютизм, это убило нравственность во всех сословиях, святость перестала быть идеалом русских людей. Остался 1 шаг до деизма и 2 до атеизма. Царь видел, что идет против Бога, каялся, но не смог пойти на самоотверженный подвиг, подобно князю Владимиру Святому. А это был единственный выход. Спасение душ важнее государства. Это и для нас может стать вопросом жизни и смерти.

  • Александр
    Александр2 месяца назадОтветить

    Глядя на то, как на наших глазах переписывается история, я бы не брался так уверенно судить об истинных причинах гибели митрополита Филиппа. Однозначно можно сказать только то, что и митрополит Филипп, и Иван Грозный были выдающимися личностями своего трудного времени.

  • Игорь
    Игорь2 месяца назадОтветить

    По поводу "святости" Ивана Грозного - после расторжения им третьего брака,с таким трудом выполненного у духовенства. Иоанн Васильевич вознамерился жениться в четвертый - его отлучили от Причастия Тела и Крови Христовых. На службе в честь преподобного Корнилия - он назван лютым зверем(современники видимо лучше знали личность царя).Ну и конечно, известнейший защитник Пскова юродивый Никола Салос прямо в лицо назвавший Ивана Грозного людоедом.

  • Станислав
    Станислав7 месяцев назадОтветить

    Уважаемый журнал "Фома"! Про Ивана Грозного так однобоко писать НЕЛЬЗЯ! Почитайте например исследования Вячеслава Манягина - Иоанн Грозный Без лжи и мифов! А так же прошу учесть тот факт, что мощи Ивана Грозного до сих пор лежат в святая святых (!) Архангельского собора, а также мощи его сына - без следов насильственной смерти! А игумена Филиппа убили заговорщики, так как Грозный начал следствие по отстранению Филиппа. Поэтому к приезду Малюты Скуратова Филиппа, как свидетеля, попросту убили!

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил7 месяцев назадОтветить

      Это очень интересно, но "мощи" - это останки людей, причисленных к лику святых. Что касается захоронения останков царей в храме, то это вызвано представлением о том, что царское помазание и служение сродни священническому помазанию и служению, а не тем, что эти цари имеют какую-то особенно праведную жизнь.