В воскресенье, 25 марта 2018 года, на телеканале «Спас» вышел третий выпуск «Парсуны» — авторской программы председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главного редактора журнала «Фома» Владимира Легойды.
Гостем программы стал Юрий Вяземский писатель, профессор МГИМО, автор и ведущий программы «Умники и умницы».
Вот одна цитата из большого разговора. Выпуск программы целиком вы можете посмотреть по ссылке ниже.
«Парсуна» — авторская программа на канале «СПАС» председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главного редактора журнала «Фома» Владимира Легойды.
«Для меня человек не может быть атеистом, потому что, по моей теории, внутри него есть своя “девятая комната”*, и в этой комнате живет религия. Может быть, совсем примитивная, связанная с суевериями. Может быть неосознаваемая, полуосознаваемая, отрицаемая — но историки начинают фиксировать человека тогда, когда появляются кладбища, капища. Это первое, что свидетельствует о том, что здесь стоял человек. С этим он появляется и этим он отличается от животных. Человек растет в рамках религии, у него появляется эта “девятая комната”, которая кардинально отличается от других “комнат”, которые есть и у животных. Классический атеист для меня — это тот, кто не просто отрицает религию, но отрицает эту “комнату” вообще, отрицает все связанные с религией ритуалы.
Но в реальности атеистами называют себя те, кто просто не Христом заполняет эту “комнату”, не Аллахом или любыми другими серьезными религиями, а чем-то иным. Например — марксизмом-ленинизмом. Я прекрасно помню сцену, откуда у меня и стала рождаться моя теория. Когда только началась перестройка, было такое “Открытое телевидение”. И вот в одном из сюжетов на Красной площади стоит женщина и говорит: “Я атеистка. Не нужен мне никакой Бог. Дочку я воспитываю как атеистку”. И потом она вдруг с ужасом говорит: “А зачем нам Бог? Вот наш бог!” — и камера переносится на мавзолей Ленина. О каком атеизме речь?»
* Теория о девяти «комнатах» — это теория Юрия Вяземского, с помощью которой он рассказывает своим студентам о базовых потребностях человека. И как раз девятой «комнатой» является потребность в религии.