Вопрос читателя:
Я молюсь в церкви за здравие людей другой веры. Это бессмысленно? Грех?
Ульяна
Отвечает протодиакон Сергий Епифанцев, преподаватель православной гимназии:
Ульяна, здравствуйте!
Следует уточнить, что именно вы понимаете под «молитвой в Церкви». Для меня это — молитва в церковном собрании, когда мы поминаем живых и усопших христиан во время Евхаристии — Таинства, в котором хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа Иисуса Христа. Слово «Евхаристия» (греч. ) переводится, как «благодарность» или «благодарение». Мы благодарны Господу за то, что Он совершил для нас — за боговоплощение, крестную смерть и воскресение, за весь путь, который Он прошел для того, чтобы вырвать нас из рук греха и смерти. И мы благодарны Ему за то, что Он соединил нас и сделал одним целым, даже больше чем семьей — Он сделал нас Церковью.
И вот мы собираемся вместе — в этой ликующей радости и единстве — в Церкви. И каждый поминает тех, кого хочет (по-церковнославянски — иже кийждо в помышлении имать). И священник вынимает частицы из просфор о тех, за кого мы молимся. После причащения он погружает эти частицы в Кровь Христову, произнося удивительные слова: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Чьи грехи омывает Кровь Христова? Конечно, тех, кто верует в Него, кто крещен и принял Его как своего Господа и Спасителя («Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» Рим. 6:3-4).
Ответ на ваш вопрос может быть разным.
Если стоять на Литургии, подавать записки и считать, что между христианином и человеком другой веры нет разницы — то это грех, т.е. неправильное понимание происходящего. В том числе и потому, что таким образом нарушаете свободу человека и лжете Богу. Лжете, потому что своей молитвой вы как бы говорите: «вот, Господи, этот человек с нами. Его здесь нет физически, но мы с ним едины в Тебе, в Твоей Церкви. Он верует в Тебя, а потому я прошу, чтобы и его грехи Ты отмыл Твоею Честною Кровию, которую Ты пролил за нас на Кресте». Если это не так, если человек не верует в искупительную жертву Иисуса Христа, то каков смысл ваших действий? Поэтому записки за тех, кто не является членом Церкви Христовой, не подаются (подробную справку о записках в храме можно прочитать здесь).
Другой вариант — если Вы приходите в Церковь, стоите за богослужением и в вашем сердце — скорбь о том, что есть люди, которые дороги вам, но они вне церковного общения. И вот вы вспоминаете о том, что первая часть Литургии была создана для того, чтобы на ней крещеные молились вместе с некрещеными (с оглашенными — готовящимися к крещению), а еще — чтобы христиане, могли помолиться о некрещеных. И вот здесь, вместе с Церковью, помолитесь о некрещеных словами богослужения: «...да Господь помилует их,.. огласит их словом истины,.. открыет им Евангелие правды,.. соединит их святей Своей, соборней и апостольстей Церкви».
Но при этом помните, что записки, увы, о некрещеных, то есть о тех, кто не является членами Церкви, подавать нельзя.
И последний вариант, который мне кажется самым неприглядным. Если вы думаете, что, зайдя между богослужениями в пустой храм, формально поставив свечу и перечислив имена «за здравие», вы совершили молитву в Церкви. Вы совершили формальное действие, только и всего. И самое греховное, то есть ошибочное, в этом случае — это то, что вы пока не узнали, что такое подлинная церковная молитва.
Поэтому желаю Вам разобраться с тем, что происходит. надеюсь, что ответил на Ваш вопрос.
Храни Вас Господь!
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Фото на заставке spbpda