15 января - день памяти преподобного Серафима Саровского, и мы представляем Вашему вниманию архивный материал о храме в честь Казанской иконы Божией Матери в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. 

В течение двух лет о торжествах в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре говорили очень много. Сняты сюжеты, опубликованы репортажи и очерки, записаны радиопередачи, изданы книги... Одним из самых ярких моментов на торжествах летом 2004 года стало освящение храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Казалось бы, восстановленным храмом никого сегодня не удивишь. И все же...

Храм - пространство без периферии

Казанская церковь - самая старшая не только среди своих непосредственных соседей (к ее паперти пристроен храм Рождества Христова, под ним храм Рождества Богородицы), но и среди всех нынешних храмов и построек Дивеевской обители. С нее начинался монастырь. По преданию, матушка Александра, его первоначальница и первая игуменья (часто при жизни ее называли и мирским именем - Агафья Симеоновна Мельгунова, теперь она причислена к лику святых), получила на строительство Казанской церкви благословение от Самой Богородицы, Которая обещала монахине, что на этом месте будет великий монастырь. Строительство Казанской церкви в XVIII веке уберегло многих крестьян села Дивеева от голодной смерти. Из-за неурожая 1775 года, по местной летописи, люди "ели не точию невееный хлеб, но и смешивали с оным гнилую колоду и дубовые желуди". Матушка Александра звала сельских ребят на строительство храма: они носили камни, а она за работу платила каждому по пятаку в день, "приказывая деньги отдавать родителям". В то же время монахиня стала собирать крестьян для духовных бесед. Знатного рода, в миру богатая дворянка, матушка принимала всех с христианской любовью, со всеми говорила на равных. Ответом на ее доброту была любовь крестьян, уважение современников. Долго потом из поколения в поколение рассказывали о встречах с ней.

В советское время дивеевскую обитель почти стерли с лица земли. В начале 1970-х годов протоиерей Валерий Смирнов писал: "Старый собор с разбитыми стеклами, проржавленной крышей используется как склад материалов... Постояли на месте погребения первоначальницы Александры, схимонахини Марфы и Елены Васильевны. Никакого следа ни от могил, ни от часовенок не осталось, кроме чугунной плиты на могиле матушки Александры и могучей березы, чудом уцелевшей... "Агафья Симеоновна Мельгунова скончалась в 1787 году и была похоронена у алтаря Казанской церкви. К тому времени при ней уже было несколько послушниц, все они жили одной общиной при Казанском храме. А в 1825 году, по преданию, Богородица явилась преподобному Серафиму и велела взять "с места кончины матушки Александры" (то есть из Казанской общины) восемь сестер и с ними основать "обетованную Ею обитель" (ту, что Она обещала Агафье Симеоновне). Преподобный все исполнил, потом велел пристроить к паперти Казанской церкви храм в честь Рождества Христова, "так как паперть эта достойна алтаря". Строительство завершилось летом 1829 года. А ровно через год, буквально под этим храмом, по указу батюшки Серафима был выстроен другой храм - в честь Рождества Богородицы. Вокруг этого комплекса в XIX веке разросся самый большой в России женский монастырь.

В белом приземистом здании трудно было узнать Казанский храм. Внешний вид его поражал: длинный, с топорно оштукатуренными стенами, в нем безошибочно угадывался амбар или овощехранилище. Подтеки, трещины, закругленная торцовая часть (неопытный глаз не различил бы в ней алтарь). Ни купола, ни колокольни не было следа...

После возрождения монастыря в конце ХХ века Казанскую церковь долго еще не восстанавливали. Оба Рождественских храма отреставрировали и вновь освятили уже в начале 90-х годов. Казанская церковь тогда внешне никак не была обозначена. За ее восстановление взялись лишь после того, как возобновились службы в Троицком и Преображенском соборах, как очистили от канализационных отходов Канавку Пресвятой Богородицы, одну из главных святынь монастыря. Освящение храма совпало с празднованием в Дивееве 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского.

Храм - пространство без периферии

Росписью Казанской церкви и всеми работами по подготовке к ней занималась мастерская церковного искусства под руководством Ярослава Рылло и Дарьи Шабалиной. (Та же бригада расписывала храм Преподобного Серафима в Сарове, реставрировала трапезную часть Сергиево-Казанского собора в Курске, городе, где родился батюшка Серафим). Уютный, по-домашнему теплый храм, с ажурными фресками - таким сумели увидеть его мастера, когда, кроме холода запустения и сырости, здесь ничего не было. Таким и был он воссоздан по эскизам росписей и разработкам Дарьи.

Руководитель мастерской, художник-иконописец Ярослав Рылло рассказывает о работе:

- Есть храмы большие, величественные, а есть - камерные. Казанская церковь - из их числа. Это такая тихая радость. Ощущение намоленности, домашнего тепла по-прежнему присутствовало здесь, несмотря на годы забытья. К такому делу всегда приступаешь с трепетом, работаешь с трепетом. Все мы понимали, в каком месте трудимся, это было честью для нас и большой ответственностью.

Храм - пространство без периферии

Мы обнаружили здесь фрагменты живописи, выполненной матушками в начале XX века. Хотя они нуждались в серьезной реставрации, но очень помогли нам - определили стиль. Задачей нашей было их восстановить и продолжить в том же направлении. В трапезной части, которая не была расписана прежде, игуменья монастыря матушка Сергия благословила изобразить фрагменты из летописи Дивеевской обители (это не списки, это оригинальные изображения), события, связанные с матушкой Александрой. Ведь это, можно сказать, и ее церковь, ее молитвами она восстанавливалась.

Вообще, храм - это единое пространство, где нет периферии, где важна каждая деталь. А если храм небольшой, то каждый фрагмент росписи - на виду. Каждую фреску нужно выписывать как икону. Так что работы у нас было очень много, боялись не успеть.

Храм - пространство без периферии

Немногим раньше мы начали подготовку к росписи храма в честь преподобного Серафима в Сарове и некоторое время работали параллельно на двух площадках. Помню, каким я впервые увидел Саровский храм: горы, горы битого кирпича, окна забиты железом, ветер гуляет, люди какие-то ходят, света нет, пыль столбом стоит... Времени на все оставалось полгода, расписать храм мы должны были за три месяца. Владыка Георгий не благословил нас работать в праздники и воскресные дни, так что "чистого времени" оставалось 72 дня. Трудно было представить: 2,5 тысячи кв. метров за такой срок! Мы и не ставили себе такой задачи, хотели расписать только алтарную часть. Но вот в какой-то момент мы все вдруг почувствовали, что происходит что-то странное. Время - его как бы не существует, оно останавливается. Мы работаем, конечно, чувствуем напряжение, но при этом испытываем такой подъем, душевный, духовный, творческий... Мы не выбивались из графика, рабочий день завершали вовремя, но в то же время успевали гораздо больше, чем запланировали. Работа будто бы шла сама собой, а время - не торопилось.

Храм - пространство без периферии

Нас подбадривали. Владыка Георгий* - еженедельно служил в храме молебны. Матушки дивеевские молились за нас, поговаривали, что мы-де все успеем, а когда уже будем не успевать, то прилетит ангел и нам поможет. Они не унывали.

31 июля 2004 года митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калужский и Боровский Климент и собор архиереев совершили чин великого освящения церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. В тот же день в храме отслужили первую литургию, во время которой были прославлены в лике святых дивеевские блаженные Пелагия, Параскева и Мария.

Теперь у Казанской церкви золотые купола. Их издали заметно. Закат, восход, тучи или дождь - они горят всегда. Как неугасимая лампада.

*Митрополит Нижегородский и Арзамасский

Фото Сергея Титова.

1
0
Сохранить
Поделиться: