
Как и многим другим событиям Священной истории, празднику Введения Пресвятой Богородицы во храм на Руси было посвящено немало храмов и монастырей. Одним из них стала обитель, которая связана с именем одного из известных московских святителей – митрополита Алексия.
Введенский владычный монастырь в Серпухове был основан на правом берегу реки Нары митрополитом Московским Алексием в 1360 году. Это время было непростым как для Московского княжества, так и для всей Русской земли в целом. До славной победы на Куликовом поле оставалось еще долгих двадцать лет, да и сила татаро-монголов была на подъеме.
Обитель в честь праздника Введения во храм построил келейник митрополита Алексия инок Варлаам. Он же стал и первым настоятелем монастыря. А первой постройкой в монастыре стала деревянная церковь в честь Введения во храм, которая расположилась недалеко от слияния Оки и Нары. Спустя два года построек в обители прибавилось – были возведены каменный собор и трапезная. В этом соборе и был захоронен Варлаам, который скончался в 1377 году.
Однако на жизни монастыря сказалась не столько кончина Варлаама, сколько уход ее основателя – святителя Алексия. После его смерти в 1378 году обитель начинает оскудевать, забываться власть имущими, даже в летописях той эпохи она именуется не иначе как «монастырек убогий».
Возрождение монастырской жизни началось, как это ни странно, только с обострением политической ситуации.
В 1598 году, во времена правления Бориса Годунова, Серпухов стал центром внимания. Ожидалось, что крымские татары, готовившие поход, именно здесь перейдут через Оку и вступят в пределы Московского царства. В связи с этим к стенам Введенского владычного монастыря были стянуты русские войска, начались приготовления к возможной битве. В этот момент и произошло два значимых события, которые повлияли на возрождение жизни монастыря. Во-первых, благодаря умелым действиям русских послов во главе с Леонтием Ладыженским удалось отговорить хана от похода на Москву. Во-вторых, русским было явлено чудо Божие: из ворот монастыря к татарскому лагерю направился воин на белом коне, который напоминал собой святого Георгия Победоносца. Убежденный переговорами, да еще и устрашенный чудом, хан повернул свои войска обратно в Крым.
В знак победы и благодарности святому Борис Годунов сделал щедрое пожертвование Введенскому монастырю, где на тот момент настоятелем был игумен Вассиан. На эти средства в ближайшие же годы в монастыре была возведена шатровая церковь во имя святого Георгия Победоносца, а также трапезная. Более того, к 1609 году монастырь был обнесен каменной крепостной стеной с башнями и надвратной церковью, а также был возведен каменный жилой корпус. Все вместе эти постройки составили поистине уникальный архитектурный ансамбль эпохи правления Бориса Годунова. Отметим, что монастырю удалось благополучно пережить и Смуту, и войну 1812 года, и многие другие испытания.
Со времен Годунова одним из главных соборов монастыря становится каменный Введенский. Именно в нем покоились мощи первого настоятеля – преподобного Варлаама.
В монастыре находилось и несколько чудотворных икон – Введения Божией Матери во храм, святого Иоанна Воина и Владимирская икона Божией Матери.
Как ни странно, после окончания Смуты обитель постепенно стала опять приходить в упадок. Дело дошло до того, что в 1737 году в монастыре остался только один пожилой инок.
В XVIII столетии Введенский монастырь приписали к Высоцкому монастырю города Серпухова. После того как в 1806 году обитель была превращена в женскую, началось ее новое возрождение, уже второе по счету. Вслед за возрождением началось и новое строительство, так как в 1836 году большинство построек было уничтожено в результате пожара. К 1858 году территория монастыря еще больше расширилась, был построен двухэтажный служебный корпус, возведена ограда с башенками и воротами. Монастырь приобрел новый оригинальный вид.
В 1878 году в монастыре было явлено еще одно чудо – обретена икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Она прославилась тем, что по молитвам к образу Богородицы происходили (и происходят – теперь, правда, от списка) многочисленные исцеления от недуга пьянства и других страстей.
Переживший многие испытания Введенский монастырь был подвергнут опале в годы советской власти. В 1919 году в обители разместилась школа «красных военлетов» (летчиков), но еще до 1928 года в главном Введенском соборе продолжались богослужения, и только потом церковная жизнь прекратилась. Училище военных находилось в обители до 1978 года. После этого она осталась бесхозной, а местные жители стали разбирать постройки на кирпичи.
Третье – и последнее – возрождение Введенского монастыря началось в 1995 году, когда его передали Русской Православной Церкви. В 2000 году было восстановлено почитание (в лике местночтимых святых) преподобного Варлаама, который наряду со святителем Алексием является одной из главных фигур в истории Введенского монастыря.
Смотрите также:
Слово Иоанна Кронштадтского на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы
Иконография праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
История праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Уважаемая редакция, искренне благодарю Вас за таки замечательные очерки! Можно чуть-чуть больше фотографий ?:)