Когда я поступила в православный богословский институт, чтобы получить специальность религиоведа, мои нецерковные друзья, словно сговорившись, никак не могли запомнить, где же, собственно, я учусь. Само сочетание слов «православный», «богословский» и «институт» казалось им столь странным, что они решили, будто учусь я в духовной семинарии, и только ленивый не спрашивал — неужели сейчас женщин берут в священники?
Конечно, «священницей» я стать не собиралась. Но зачем же тогда учиться в богословском ВУЗе, и что вообще представляет собой современное религиозное образование? Об этом мы беседуем с протоиереем Владимиром ВОРОБЬЕВЫМ, ректором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, настоятель Николо-Кузнецкого и Троицкого храмов, кандидат физико-математических наук, профессор.
— Отец Владимир, признается ли нашим государством диплом богослова, полученный в церковном ВУЗе?
— Да, еще в 1993 году в государственный классификатор образовательных направлений было введено направление «теология», и с тех пор диплом теолога, то есть богослова, приравнен ко всем прочим дипломам о высшем образовании. Однако это возможно только при условии получения образовательным учреждением государственной аккредитации.
Правда, первый стандарт по теологии был разработан не учеными-теологами, а религиоведами, то есть бывшими «научными атеистами». По сути, он был безрелигиозным, как ни странно это звучит. Поэтому на координационном совете Министерства образования и Московской Патриархии было решено разработать новый стандарт — причем поликонфессиональный. Это значит, что гуманитарные основы должны быть одни и те же, а уже дальше каждая религия создает для себя свой план учебы.
Наш университет как раз и создал такой православный стандарт по теологии для бакалавриата, магистратуры и для специальности «теология». Шаблонами таких стандартов могли воспользоваться даже мусульмане и иудеи.
— Получается, православный университет помогал университетам других вероисповеданий?
— Да, наши коллеги из других университетов с благодарностью воспользовались шаблоном, который мы подготовили. Мы не стремимся тормозить развитие религиозного образования других конфессий, поскольку желаем не борьбы, а добрососедства и сотрудничества там, где это возможно.
— Как известно, в России сейчас есть духовные семинарии, академии, их предназначение понятно: в них обучаются будущие священники. Но зачем светскому государству нужен образовательный стандарт по богословию?
— На самом деле, этот религиозный стандарт является... светским. Он предполагает подготовку не священнослужителей, а просто специалистов, сведущих в разных областях теологии: в области вероучения, истории Церкви, религиозной философии, религиозного искусства, библеистики... Все это — науки, давно существующие и широко развитые на Западе.
Перед революцией и у нас, в России богословская наука была в расцвете, но советский период прервал ее развитие, и сейчас она только восстанавливается. Знание теологии необходимо для изучения любой гуманитарной науки: нельзя, к примеру, отделить историю Европы от истории христианской Церкви, это просто невозможно! Изучать философию только с атеистических позиций точно так же странно, как изучать одну марксистско-ленинскую философию, ведь философия, в основном, была религиозной, а если и нет, то, в любом случае, с религиозной проблематикой всегда соприкасалась.
Так же и с искусством. К примеру, византийское изобразительное искусство, да и европейское в целом, без христианской составляющей немыслимо. А музыка? Ведь многие европейские композиторы не только были глубоко верующими христианами, но и писали для Церкви — достаточно вспомнить Баха...
В системе европейского университетского гуманитарного образования давно определились четыре базовых направления: теология, история, философия и филология. Ни одно из этих направлений не может быть проигнорировано без тяжелых последствий для всей системы гуманитарного научного знания в целом.
— Но не останется ли человек в жизни за бортом, став богословом? Закончив учебу, куда он пойдет дальше, где сможет применить свои знания?
— Прежде всего, конечно, в Церкви — в частности, в большой и постоянно растущей системе религиозного образования, как церковного, так и светского. Сейчас только в государственных ВУЗах уже существует около сорока теологических отделений, факультетов и кафедр, а ведь есть еще много православных школ, лицеев, семинарий, академий... К тому же, сегодня остро стоит вопрос о преподавании основ православной культуры, а для этого, прежде всего, нужны кадры.
Но специалисты такого профиля нужны не только в области образования. Они крайне необходимы в системе государственной и муниципальной администрации, в СМИ, и во многих других областях. Например, в социальной сфере очень нужны люди, понимающие, что такое вера и имеющие адекватное представление об отечественных традициях социального служения. Опыт нашего университета показывает, что студенты начинают активно работать уже на старших курсах, не успев еще даже закончить обучение.
— А если человек, окончивший богословский институт, захочет потом стать священником, нужно ли ему снова идти и учиться — в семинарию, академию?
— Наш университет православный, церковный, и наши студенты участвуют в церковной жизни: поют в храмах на клиросе, выполняют другие церковные послушания, и, кроме того, проходят специальные практики: миссионерские, труднические, паломнические, социального служения и др. Сейчас уже очень много клириков, получивших образование именно у нас, на богословском факультете. Наши студенты изучают литургику и другие специальные дисциплины, необходимые, в частности, священнослужителям, в достаточно большом объеме.
— Отец Владимир, а реформа, которая сейчас планируется Министерством образования, как-то скажется на преподавании богословия в России?
— Пока что речь идет в основном о так называемом Болонском процессе*, который не должен повредить системе теологического образования. Однако здесь есть одна опасность. Новая система предполагает двухступенчатое высшее образование: бакалавриат — 4 года, а затем еще два года — магистратура. И если захотят уничтожить бакалавриат по теологии, оставив только магистратуру, то это будет крушение всей системы теологического образования. Надеюсь, что такой нелепости, а точнее говоря, религиозной дискриминации и агрессивного произвола Министерство образования не допустит.
— А что, собственно, изменится, если отменят бакалавриат?
— Высказывались уже мысли, что надо в принципе уменьшить количество бакалавриатов в государственном классификаторе направлений — например, сделать бакалавриат по религиоведению, а для теологии оставить только магистратуру. То есть, человек получает базовое образование по религиоведению, а потом, если хочет, может пойти в магистратуру по теологии.
— То есть, по сути, это означает, что если реформа будет проведена неправильно, богословие будет преподаваться всего лишь один год, как максимум — два?
— Именно. Конечно, это немыслимо, потому что теологическое образование должно быть фундаментальным, ведь оно требует знания совершенно специфической научной области, не говоря уже о знании древних языков, философии, истории... Религиоведческое образование всего этого не дает и дать не может! Поэтому, если такое решение будет принято, оно будет означать уничтожение системы подготовки теологов. Но, насколько мне известно, сейчас в министерстве все-таки обратили на это внимание, и не собираются сокращать бакалавриат.
— Каким Вам видится будущее российской системы богословского образования?
— Я очень хотел бы, чтобы в России у всех желающих получать религиозное образование была такая возможность — в том числе и в государственных школах. Поскольку государственная система образования финансируется за счет налогов, которые платят наши граждане, а большая часть граждан России относят себя к Православию, то, по логике вещей, эта система просто обязана предоставлять возможность получения православного образования всем желающим. Конечно, ничего не надо и нельзя навязывать, но для тех, кто хочет, такая возможность должна быть.
Существующее положение вещей является дискриминацией в отношении верующих людей и нарушает их неотъемлемые права. В наследство от советской эпохи нам досталась маргинальная атеистическая система. Хочешь ты или не хочешь, каким бы ты ни был верующим, но детей своих ты можешь отдать только в атеистическую школу. А если захочешь отдать их в православную, то столкнешься с тем, что таких школ очень мало, конкурс в них огромный, попасть туда очень трудно, и в итоге платить за образование своих детей приходится самим родителям.
— Да, странная ситуация...
— Такая ситуация нарушает все демократические нормы, права человека и нашу Конституцию, но я надеюсь, что если наша страна будет нормально развиваться, то будет развиваться и религиозное образование.
Сейчас большинство выпускников православных школ (а ведь там, как и у нас, люди получают светское религиозное образование!) поступают в самые разные, не только церковные, ВУЗы и получают самые разные специальности. Вся разница между ними и выпускниками атеистических светских школ в том, что все они — православные люди, воспитанные в православной культуре, и, следовательно, имеющие православное мировоззрение. Они уже не станут делать аборты, убивать, обманывать, воровать... Для этих ребят понятия добра и зла — не пустая абстракция, они совершенно по-другому воспитаны. И я могу сказать твердо — это люди, которые нашей стране сейчас просто необходимы.
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет создан в Москве по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1992 году и удостоен чести носить имя святого Тихона Патриарха Всероссийского († 1925 г.). Студенты обучаются на девяти факультетах: богословском, миссионерском, историческом, филологическом, педагогическом, экономическом, церковных художеств, церковного пения, дополнительного образования. Имеются дневное, вечернее и заочное отделения. В Университете обучаются около 4000 человек, профессорско-преподавательская корпорация насчитывает около 500 человек. Университет имеет государственную аккредитацию и выдает дипломы государственного образца по 17 направлениям и специальностям.
На заставке фрагмент фото c pravmir.ru