В десятом часу вечера, когда на город уже спускаются плотные сумерки, а раскалённый на солнце летний воздух начинает постепенно остывать, Спиридоновка — эта невозмутимая улочка бурлящего московского центра — прекрасна как никогда. Где-то там, далеко, будто бы в другом мире остались наводнённая автомобилями Пушкинская площадь и Тверской бульвар с его разношёрстной публикой. Каждый раз эту улицу открываешь для себя по-новому, сегодня конечной целью путешествия стал четырёхэтажный особняк — «Дом Иконы» на Спиридоновке, в котором проводится столь популярная в последнее время акция «Ночь в музее».
«Дому Иконы» нет ещё года — он открылся 18 сентября 2009-ого, — но сейчас уже вполне можно говорить о том, что среди ценителей искусства этот необычный музей пользуется большой популярностью. Впрочем, не только среди знатоков живописи: частыми гостями «Дома Иконы» являются дети разных возрастов, ученики воскресных школ, для которых здесь проводятся интересные экскурсии, читаются лекции по истории иконописи. Более того, этот культурный центр имеет не только музейную направленность, он ещё предполагает и широкую просветительскую деятельность — в залах музея проходят разного рода мероприятия, презентации и концерты. Не столь давно в «Доме Иконы» состоялась премьера фильма Веры Глаголевой «Одна война». Каждый большой церковный праздник отмечается в здесь открытием новой выставки.
Создатель «Дома Иконы», предприниматель Игорь Возяков, собирать коллекцию начал в Европе — именно здесь приобретались шедевры, покинувшие Россию в прошлом веке. Конечно, не все произведения представлены в музее: коллекция насчитывает более двух тысяч икон. С самыми же ценными посетителей знакомили искусствоведы во время продолжительных экскурсий (благо в их распоряжении была целая ночь).
Чудотворные иконы: «Богоматерь Одигитрия (Шуйская)» (XVII век), «Святитель Николай Чудотворец (Дворищенский) с предстоящими благоверными князьями Мстиславом и Анной Новгородскими с 12 клеймами обретения образа» (XVIII век), редкая икона, именуемая «Всевидящее Око Божие» (XIX век) — всё это лишь малая часть грандиозной коллекции. Именно с «Домом Иконы» — о чём не устают говорить экскурсоводы — связано возвращение в Россию двух икон-хоругвей из Феодоровского государева собора в Царском селе, построенного на деньги императора Николая II. Хоругви — Казанская икона Богоматери и образ благоверного князя Александра Невского были предположительно написаны в 1912 году мастером А. Емельяновым, а после революции проданы за границу за зерно.
Ночь в музее «Дом Иконы на Спиридоновке» была ознаменована беспрецедентной акцией по атрибуции и датировке икон «Домашние иконы: в поисках семейных шедевров». Любой посетитель мог принести в музей образ, доставшийся ему по наследству или приобретённый, узнать о том, когда и как он был выполнен, а также совершенно бесплатно получить консультацию реставраторов. В эту ночь трудами эксперта Росохранкультуры Ольги Сергеевны Никольской и реставратора Кремлевской школы Анны Игоревны Яковлевой был обнаружен редкий образ святого Василия Рязанского, приплывшего в Рязань на своей мантии. Эта интереснейшая икона датируется XIX веком.
Весь вечер в «Доме Иконы» звучала музыка. Белый рояль в одном из залов музея своим мягким звуком возвращал гостей в загадочный мир прошлого. В исполнении пианистов и солистов «Студии Романа Сладкопевца» прозвучали произведения Шопена, Чайковского, Рахманинова. Казалось, даже воздух здесь имеет историческую ценность.
Первый вопрос, возникающий после посещения «Дома Иконы», наверное, можно озвучить так: «В чём же секрет этого места?». В чём секрет лёгкой и умиротворённой атмосферы, царящей в особняке, этом плавучем острове, которого не коснулись шум и столичная суета? На мой взгляд, разгадка кроется в самом названии музея. Какие ассоциации вызывает у нас слово «дом»? Ощущение чего-то понятного, тёплого, родного. Так и здесь: никакого формализма, никакой чопорности, лишь приглушённый свет ламп и благожелательные улыбки служащих, вернее – хранителей этой неземной сокровищницы.