Вопрос читателя:
Здравствуйте! Скажите, все ли беды в этом мире из-за греха или что-то происходит по другой причине?
Виктория
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогая Виктория, Ваш вопрос очень фундаментален, потому что каждый случай нужно рассматривать индивидуально. То, что для Вас беда при первом рассмотрении (например, уволили с работы), может оказаться благом при втором и третьем рассмотрении (после увольнения оказалось, что начальник был нечестен и все подчиненные попали под суд, а Вы в итоге нашли более интересную и выгодную работу, на которой встретили новых друзей и мужа, например).
Если говорить в целом, в принципе, изначально Господь сотворил человека свободным, то есть с возможностью выбирать, как жить, и еще таким, который раскрывается во всей своей полноте именно в соработничестве, в синергии со своим Творцом. Но это не рабская привязка к Богу, а возможность, которой можно воспользоваться и таким образом получить полноту своей реализации, своего бытия, или не воспользоваться, получив неполноту. Самый главный выбор, который мог сделать — пойти по пути с Богом или без Него. Наши прародители, увы, сделали выбор в пользу самостоятельности, тем самым отказавшись от, скажем так. преференций, которые как раз и давала синергия (см. Грехопадение: почему согрешили они, а страдаем мы?).
Что мы все имеем в итоге? Глобальную катастрофу, причина которой — в отпадении всего мира от Бога (считайте, в нарушении базовых настроек мира, который вынужден теперь функционировать как-то примерно, без основной базы), а тут, как Вы сама понимаете, сложно ожидать спокойного и ровного существования, потому что основа жизни просто выбита, фундамента нет.
Приход Христа изменил сложившуюся ситуацию, так что теперь каждый человек уже не зависит от выбора Адама и может совершить свой личный выбор насчет бытия с Богом или без него (см. Кто такой Христос, и зачем Он пришел к нам?). Выбор этот на личном уровне очень непрост, и это знает каждый христианин, потому что много соблазнов, искушений и внутри все равно живет память о том, что есть вариант бытия без Бога, который когда-то и выбрали Ева и Адам. Каждый раз, когда человек выбирает сделать что-то вне Бога, он промахивается мимо своего пути, и это и есть грех — слово, которое означает «неправильный выбор», «промах», «ошибку». Итоги, конечно, как правило печальны и их нужно выправлять, ошибку выправлять и компенсировать, а это время, силы, переживания. Какие-то грехи Бог допускает, понимая, что без них конкретный человек что-то не осознает, не поймет, как правильно, от каких-то человека уберегает, зная, что никакого научения от них не произойдет.
Так что в целом беды все наши от греха, который называется первородным грехом — того самого ошибочного выбора прародителей. А наши конкретные неудачи и беды — это последствия и этого общего нарушения существования мира, и результаты наших ошибок, в некоторых случаях эти ошибки могут служить нашему научению, но только при нашем собственном желании научиться.
И еще бывают беды, которые связаны с последствиями ошибок других людей, потому что мы все не без греха и на самом деле грешит, то есть промахивается, каждый человек.
Вот так я бы на Ваш вопрос мог ответить.
С Богом!