Don’t Worry

Возможен ли новый всплеск атеизма в России?

В последнее время открыто говорят о смене тренда и общественном запросе на критику Церкви. Поп-дивы выпускают скандальные ролики, а в социальных сетях модным становится заявлять свои антирелигиозные настроения.

Как понимать это и с чем к нам приходит новый атеизм? Он приходит с поистине колоссальным поворотом в общем сознании. С участившимися признаниями вроде: «родила и осознала, как правы чайлдфри», с оживлёнными обсуждениями мамочками своего глубокого отвращения к «спиногрызам» и «маленьким гадёнышам». С сокращением чуть ли не в полтора раза числа заключаемых браков и всплеском разводов до четыре пятых от общего числа семей. Вдумайтесь, только одна из пяти семей сохраняется спустя 5-10 лет супружества!* (*В действительности, того меньше, 17-18% по неисламским регионам России.) При этом, в половине оставшихся браков – неурядицы, постоянное искушение развестись. Получается, в наше время статистически проще влезть на Джомолунгму, искупаться в море с голодными акулами, выжить при раке желудка последней стадии, нежели с искренней радостью и в праздничной обстановке отметить со своим суженым «оловянный», 20-летний юбилей.

Между тем, под шумок, в пятёрку жизненно необходимых благ вошёл интернет.

Согласно опросам, 83% россиян проводят в виртуальном пространстве уже от 2 до 8 часов времени в сутки. Исчезновение всемирной сети стало бы катастрофой – с этим утверждением согласны две трети наших сограждан (BCG, 2017).

Фото wolfgangfoto

Статистика иллюстрирует глубокие перемены в психофизиологии и социальном устройстве, которые пару десятилетий назад казались немыслимыми. Природные инстинкты притупляются и главные конструкции общества рассыпаются в пыль. И тут тебе, здрасьте-пожалуйста, церковная проповедь и старая как мир, классическая трактовка морали: дети, жертвенность, верность, самоограничение, труд, Слово Божие и по воскресеньям литургия... Как не взорваться от этого человеку эпохи постгуманизма?

Отталкивание, жёсткое и эмоциональное, ясно просматривалось в последних антицерковных акциях. Шнуров, Ксения Собчак в бороде, манифестанты из екатеринбургского сквера желали большего, нежели произвести кратковременное впечатление или отстоять городские зелёные насаждения. Такова адресация Церкви о том, что они – иные, люди, вкусившие новой реальности вне церковной метафизической санкции. Как говорил Хилари Патнэм, один из столпов современного философского атеизма: «Мы отказываемся от точки зрения Божественного взора». Отказываемся от восприятия истины с точки зрения Божественного взора, констатируем, что в нашем мировоззрении нет места абсолютным ценностям.

Незатейливая сценическая буффонада, местечковый «break down the wall» - перетягивание сетчатых секций забора со стройплощадки – становятся антитезой серьёзности богослужения, знаменитому екатеринбургскому крестному ходу в память Царственных мучеников, стоянию по пятнадцать-двадцать часов на морозе в Москве за поклонением поясу Пресвятой Богородицы.

Не все из участников отрицают Бога, кое-кто декларирует свои христианские убеждения.

Новый атеизм не требует вступления в официальный «Союз безбожников», споров по поводу существования Бога и происхождения вселенной. Достаточно отказаться от восприятия истины с точки зрения Божественного взора.

Атеизм старого образца рационализовал картину мира, сохраняя при этом тягу к универсальному и абсолютному. В жарких диспутах 1920-х церковники и безбожники отвоёвывали друг у друга единые объективные понятия о смысле бытия. На чём зиждется вселенская гармония? Кто и что является целью и движущими силами истории? Какие мысли, чувства, поступки делают человека человеком? Между верующими и неверующими существовало множество точек соприкосновения: в культуре, общественной морали, связях с природным, естественным миром.

В отношении нового атеиста трудно сказать, на чем кроме его «я» и удобств техноурбанистического образа жизни сфокусировано его мировоззрение. Бог как Источник высшей Воли, Силы и Разума, превосходящих индивидуальные человеческие, в данном случае – очевидно лишний, равно как исторические параллели, философско-культурные предпосылки, корни, преемственность, радость от контактов с миром природы и вкуса натуральных продуктов. Новому атеисту «хорошо так», и чем возражать и от чего строить дальнейшую дискуссию после этого непонятно.

Фото Joel Bedford

Постмодерновая вселенная – пространство субъективного. Окна и входы в онтологическое, гуманитарное и естественно-природное измерения закрыты. «Внутренний реализм» Патнэма, освобождение от оков метафизического восприятия реальности  оборачиваются неодолимым презрением к прошлому, к любому стороннему и коллективному опыту, ко всему, что стоит за рамкой эгоцентрического комфорта и выгод. Представители прежних поколений, коротавшие свой век без интернета, гладких автодорог и средств от зубной боли, не могут считаться по-настоящему полноценными. Притом, что ими создавались «Троица» и мозаики Равенны, «Гамлет» и «Евгений Онегин», органные фуги и 5-я симфония, Лувр и собор Василия Блаженного.

В данной логике Церковь и православные люди, с их приверженностью традиции и нравоучениям-заповедям, не удосужившимся пройти на протяжении тысячелетий элементарный «апгрейд», обречены восприниматься раздражающим фактором.

Мы как и прежде полагаем несчастьем положение 30-летнего одиночки без семьи, бесконечно меняющего работу, сожителей и съёмные квартиры, оторванного от родных мест и естественного природного мира, погружённого в виртуальную реальность, питающегося различной синтетической дрянью и проводящего свой урбанизированный досуг в условиях скученности и сумасшедшего давления на органы чувств. «Бедненький, он страдает и желает нормальной семьи, дома, тишины, постоянства условий, продолжения в детях, дружеского общения с прочими такими же семьями». Мы по привычке настраиваемся на роль поводырей и утешителей, подсказывающих необходимость перемен в жизни. И неожиданно наталкиваемся на неприятие: «Я ничего не собираюсь менять, у меня вообще всё классно». Если не нечто ещё более шокирующее: «Хочу поменять гендер»

Новые атеизм и антицерковность - следствия глубокой перестройки, явление, которое нелегко воспринять и осмыслить. Краткое кредо постхьюман: одинок, не связан обязательствами, эгоцентричен, технократичен, текуч и мобилен, соответственно общественным модам и веяниям. Это придаёт существованию некое подобие свободы и живости. Здесь не сверхчеловечество Ницше, ибо для белокурого бестии коллективная мизансцена является обязательным условием; воля к обладанию и власти толкают его на геройства. Сегодняшняя картина больше напоминает царство монад, космических размеров пустыню с мириадами светил, отрешённых и одинаково безразличных друг другу.

Почти невероятно, чтобы Церковь признала пресловутую «новую норму» и без ущерба себе, покорно приняла её дух. Ибо это, ни мало, ни много, означало бы свести к монаде саму Троичность, оставив на произвол судьбы соборность, аскетику, семью, межпоколенные связи, переживающие свой сложный период. В перспективе новый атеизм продолжит расти. Со сменой «апгрейдов» и «фич» он, без сомнения, охватит всевозрастающее число людей вокруг. Приверженность к объединяющим принципам, семейственность, любовь к культуре, истории, природной естественности останутся уделом немногих. Таковы явки, пароли, адреса, рубежи христианского сопротивления в мире, охваченном постгуманизмом.

Источник статистики: News Effector, 2012 г.

Фото на заставке: Don't Worry

Фото автора: страница автора в Facebook

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (21 голосов, средняя: 4,29 из 5)
Загрузка...
21 июня 2019
Поделиться:

  • Сергий
    Сергий 9 месяцев назадОтветить

    Сколько уже раз мир видел всё это: без религии цивилизация превращается в прах. Археологи исследуют её. И опять пошёл атеизм... Хотя, честно говоря, верующие тоже виноваты. Не поставили главным правилом жить честно, допускали и ложь в проповедях и в поступках. Забыли притчу о милосердном Самарянине. Атеисты же оправдывают себя, свои грехи и преступления. Но Бог милостив, в Россию вливаются другие народы, со временем часть мусульман примут, скорее всего, православие, а часть православных частично переймет нравственные установки мусульман. Наверное, большего ожидать не стоит.

  • Масутацу Момоти
    Масутацу Момоти 10 месяцев назадОтветить

    С одной стороны, в прошлый раз, 100 лет назад, всплеск атеизма привёл к колоссальным человеческим жертвам. Российский народ, как ни крути, благодаря своим cultural references, остаётся в парадигме достоевщины :"Если Бога нет, то всё позволено", в результате всё равно приходим к этому и это всегда кончается большой кровью. С другой стороны, это естественная реакция на поведение РПЦ МП - идолопоклоннической сатанинской организации, которая де-факто поклоняется не Богу, а Ваалу (демону власти) и Маммоне (демону стяжательства). К тому же, ещё с советских времён, РПЦ МП - это идеологический отдел КГБ.
    В общем, как поётся в песне "И ни церковь, и ни кабак — Ничего не свято! Нет, ребята, всё не так! Всё не так, ребята..." Российский народ потерял старую духовность. А новой не обрёл. И идёт в погибель.

  • Дмитирий В. К.
    Дмитирий В. К. 10 месяцев назадОтветить

    Отвечу некоему Михаилу, который яростно хочет сбрасывать "попов" с колоколен.
    Михаил, такое уже было, и все сбрасыватели кончили свою жизнь не лучшим образом. Закон воздаяния это космический непреложный закон: "не делай другим то, что не хочешь чтобы сделали тебе".
    С таким же "успехом" можно желать сбрасывать с больниц врачей, просто потому что они врачи, выкидывать из их домов многодетных, просто потому что они многодетны и пр. и пр. Фантазии дьявольских хотелок можно привести много. Давайте, побеснуйтесь, но знайте, что именно враги с запада пытаются расколоть российское общество исповедуя сатанисткий принцип "разделяй и властвуй". И помните: нынешние христиане не те что были раньше. Многие - бывшие военные, которые прошли горячие точки, поэтому можете попробовать, конечно побесноваться, как какой-то упырь, но знайте, что вам дадут отпор, мы умеем сегодня стоять за свою веру и мечом.

  • Садовников Александр
    Садовников Александр 10 месяцев назадОтветить

    Это просто мода. В конце 80-х всеобщим врагом был КГБ, в 90-е - армия, в "нулевые" - МВД. Сейчас вот церковь. Но фокус "всенародной злобы" медленно, но верно смещается на чиновников. Так что все просто - услышал какой-то кретин, что объектом обязательной ненависти сейчас принято считать такой-то общественный институт - и готово, он с пеной у рта будет поливать Патриарха, хотя толком и сам не сможет объяснить, почему, бессмысленные псевдоумные фразы - это просто треск ))) Стадный инстинкт, к сожалению.

  • Apolra
    Apolra 10 месяцев назадОтветить

    Замечательная статья и очень своевременная.
    М-да, прочитала я тут комментарии некоторых... Что сказать? Если действительно грядёт "всплеск атеизма", то причина не в "логично мыслящих людях", а в людях, которым заповеди Божии и сам факт их существования мешает жить так, как им хочется. Достаточно зайти в любую соцсеть, на любой форум: малейшее упоминание о таких понятиях, как грех, заповедь, даже само слово "Бог" встречает уйму жесточайших нападок: не учите нас жить, это личное дело каждого, пресловутый "штамп в паспорте" и т.д. Люди хотят лёгкой жизни, жизни в горизонтальной плоскости, и вертикаль им не нужна, ибо бог их - чрево. Разве не это нам сейчас столь активно насаждается? Чисто интересно: что же вы, бедные, почувствуете, когда после смерти окажетесь перед лицом Божиим?
    Что касается обильных провокационных статей о служителях церкви, то они всегда были, есть и будут. Народ любит скандалы. Никому не интересно читать о священниках, которые строят храмы, воспитывают детей, ведут социальную работу и живут при этом достаточно скромно (да-да, такие есть, и я лично их знаю!) Как ни парадоксально, не вся жизнь сосредоточена в мегаполисах, представьте себе. Жители городов погрязли в удобствах и совсем не знают, как живётся людям в каких-нибудь сёлах и деревнях.
    И, наконец, стоит понять, что мнение какого-либо отдельно взятого священника - это не мнение церкви.

  • Святослав Сергеев
    Святослав Сергеев 10 месяцев назадОтветить

    Атеизм - не движение, не учение и не партия. Он не нуждается в пророках и мессиях, а по-определению становится неотъемлемым атрибутом социума, где религия накрылась медным тазом. А потому никаких самостоятельных "всплесков" или "затуханий" у атеизма не может быть в принципе.

  • михаил
    михаил 10 месяцев назадОтветить

    и здесь опять - если понравилась статья - дай денюжку.у нас не церковь,а торговая лавка со своим прейскурантом. это ни в коем случае не относится к вере.

    • Редакция
      Редакция 10 месяцев назадОтветить

      Уважаемый Михаил, журнал "Фома" - частное СМИ, существующее на средства спонсоров и пожертвования от наших читателей.

  • Сергей
    Сергей 11 месяцев назадОтветить

    Не касаясь основ мироздания и сущности самого "Вседержителя":
    Все монотеистические религии (если убрать словесную шелуху и благочинные изречения) - сугубо тоталитарные образования. Перейдя некий количественный предел и при благоволении верховной власти - начинают безудержно гнобить окружающих. Окружающим это не нравится.

  • лелуш лаиперуж
    лелуш лаиперуж 11 месяцев назадОтветить

    трудно ловить в тёмной комнате чёрную кошку если там её нет.конфуций.так же и с вашим богом ищите создаёте мифы а его просто нет.народный фольклёр только и всего.

Загрузить больше комментариев
Загрузить ещё